ДЕМОКРАТИЯ. ОРГАНАЙЗИНГ. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА

Программная декларация Конфедерации труда России

Профсоюзное движение в России переживает сложный период. Прикрываясь экономическим кризисом, предприниматели развернули наступление на трудовые права работников, добиваясь увеличения продолжительности рабочего времени, отмены немногих социальных льгот, сохранившихся с советского времени, оказывая давление на рабочих активистов, в том числе с использованием откровенно криминальных приемов. Имеет место и административный прессинг в отношении профсоюзных организаций. Объединения трудящихся подвергаются давлению и со стороны государства. Массовой практикой становятся незаконные увольнения, лишь небольшая часть которых оказывается отмененной по суду. Трудовой Кодекс, откровенно дискриминационный по отношению к трудящимся и их организациям, уже подвергается атакам со стороны предпринимателей, добивающихся легализации ещё более варварских форм эксплуатации, включая предложение о возвращении к десятичасовому или даже двенадцатичасовому рабочему дню. Право на забастовку фактически ликвидировано. Сведены к минимуму другие возможности законного протеста — через митинги, пикеты и демонстрации. Незащищенность рабочих мест стала нормой сегодняшнего российского общества. Социальная политика государства по-прежнему развивается в рамках неолиберальных представлений, которые почти не пересматриваются, несмотря на их явную неадекватность современной социально-экономической ситуации и потребностям общества. Активно используются новые формы эксплуатации, пришедшие из-за границы, например, пресловутый «заемный труд». Всё это происходит при молчаливом попустительстве традиционных профсоюзов. В то же время свобода действий новых, созданных самими работниками, профсоюзов заметно ограничена Трудовым Кодексом.

Для того, чтобы изменить положение дел, недостаточно просить помощи у государства и взывать к совести работодателей. Профсоюзы сами должны стать силой, которая может — на всероссийском уровне — заставить считаться с собой и уважать себя. Для этого необходимо объединение — создание действительно единой конфедерации, в которую входит большинство профсоюзов, независимых от власти к капитала, последовательно стоящих на защите интересов наемного труда, их совместная работа на всех уровнях, единство действий, практическая солидарность. Назрела необходимость в объединении материальных ресурсов, а также интеллектуальных и кадровых ресурсов реальных профсоюзов, что позволило бы эффективнее решать стоящие перед нашим движением задачи.

Несмотря на проблемы и противоречия движения, перед ним сегодня открываются серьезные перспективы. Движением охватываются те сферы, в которых ранее оно не могло похвастаться особыми успехами (например, журналистское, банковское сообщество, коллективы работников кино и телевидения, предприятия многих транснациональных корпораций). Растет число активистов. Миллионы трудящихся, сегодня лишенных собственной классовой организации, всё более осознают, что предоставленные самим себе, поодиночке, они не смогут защитить свои права, добиться достойной зарплаты и уважения к себе. Неолиберальная политика в социально-трудовой сфере, особенно неэффективная и часто губительная в условиях кризиса, заставляет многих работников отказываться от мысли о защите и поддержке со стороны государства, менять модель трудового поведения, не надеяться больше на добрую волю и совесть начальства. Становится понятно, что защита трудовых прав остается исключительно делом самоорганизации самих работников.

Перед нами стоит много задач. Сложных, часто кажущихся почти невыполнимыми. Велик соблазн отложить их решение до лучших времен. Однако сегодня работнику часто не к кому обратиться за защитой, кроме действительно независимых профсоюзных структур. Мы не боимся масштабных задач и не отступим перед давлением властей и собственников, отстаивая интересы труда. Мы выдержали испытание кризисом и готовы идти вперед.

Труд и капитал

Россия на пороге нового десятилетия XXI века по-прежнему вынуждена сталкиваться с последствиями проблем, не разрешенных еще в начале 90-х годов века двадцатого. В 2000-е годы России коснулась очередная волна реформ, ликвидировавшая те черты социально-правовой системы, унаследованной со времен СССР, которые признавались положительными большинством граждан, ориентированных на осуществление принципов социального государства. В то же время, целый ряд негативных черт позднесоветской действительности оказались удивительно живучими. Они прекрасно встроились в новую капиталистическую действительность.

Традиционные профсоюзы, получившие в постсоветское время определение « официальные», сохранившиеся почти в неизменном виде с советской эпохи, изначально не были ориентированы на защиту прав трудящихся, выполняя функции «отдела по социальным вопросам и работе с персоналом» администрации предприятия. В тоже время у большинства трудящихся сохранялась привычка к тому, что социальные вопросы решаются государством сверху. Несмотря на то, что российские власти публично заявляли о том, что не признают за собой большую часть прежних социальных обязательств, население продолжало по инерции ждать помощи от правительства. Такое состояние общества не способствовало развитию профсоюзов реальных. На предприятиях частного сектора складывались отношения сверхэксплуатации, которая была добровольной, так как в стране, особенно в провинции, резко сократилось число рабочих мест с оплатой труда, более или менее соответствующей сложившемуся уровню социальных потребностей. Взраставшее влияние бюрократии сужало то поле, на котором наемные работники могли бы рассчитывать на защиту закона и судебных органов. Бюрократическая система, не заинтересованная в публичном и открытом решении любых конфликтов, начала формировать условия, которые осложняли развитие любых независимых от государства общественных структур. У наемных работников сохранялось все меньше шансов на защиту своих социально-трудовых прав.

В современной России отношения труда и капитала не сильно отличаются от тех, что существовали в западных странах эпохи раннего капитализма. В этом плане российское общество оказалось своеобразным авангардом неолиберальной реакции, которая во всем мире стремится уничтожить завоевания социального государства, достигнутые трудящимися на протяжении XIX—ХХ века, вернуть экономические отношения к нормам свободного рынка, господствовавшие во времена безраздельного и ничем не ограниченного господства капитала.

Крушение Советского Союза стало сигналом для глобального реванша капитала, стремящегося отнять у наемных рабочих большую часть уступок, завоеванных в ходе упорной борьбы предыдущих поколений. Натиск капитала на трудящихся не только ведет к крушению социального государства, но и подрывает основы демократии, превращая большинство населения в безгласных и бесправных исполнителей. Без социальных прав не может быть и политической демократии.

Антисоциальная политика на государственном уровне дополняется на уровне предприятий жестким давлением на работников. Среди относительно нового типа таких антисоциальных практик, «импортированных» Россией с Запада — пресловутая практика «заемного труда», когда труженик числится по одному месту работы, а реально занят на другом (за его безопасность, условия труда, социальный пакет никто уже не отвечает). При этом безответственность собственников прямо пропорционально их близости с государством, когда чиновники любых уровней не пытаются даже делать вид, будто выступают незаинтересованными посредниками между трудящимися и предпринимателями. В нашей стране профсоюзному движению противостоит не просто капитал, но капитал, теснейшим образом связанный с государственной бюрократией, часто и находящийся под ее контролем.

КТР и экономическая глобализация

Сегодня во всем мире профсоюзное движение решает несколько важнейших задач по защите прав работников. Это, прежде всего, защита трудовых прав лиц наемного труда в переговорах с работодателем и, в случае необходимости, в суде или при рассмотрении вопроса в государственных проверяющих органах, юридическая поддержка работников. Не менее важна и борьба за улучшение социального положения работников, обеспечение охраны труда и производственной безопасности. Профсоюзы также выступают за развитие производственной демократии на предприятиях. В России, в условиях правового произвола, массового нарушения трудовых прав, диктата администрации и не преодоленной привычки к пассивности большинства наемных работников требование рабочего самоуправления может показаться слишком дерзким и преждевременным. Однако только это выдвигая принципиальное стратегическое требование, мы можем добиться радикальных перемен к лучшему, стать силой, содействующему социальному прогрессу общества, двигающей вперед историю.

Специфические особенности нашей страны, усложняющие работу профсоюзов, делающие её более сложной и рискованной, для нас лишь повод выдвигать более решительные требования и укреплять нашу солидарность. Ведь именно солидарность является ключом к решению социальных проблем. Два десятилетия капиталистического развития России убедили нас и вместе с нами значительную часть трудящихся в том, что только за счет самоорганизации и совместных действий, только за счет формирования сильных и подлинно независимых профсоюзов можно противостоять диктату капитала, сросшегося с государством.

Российское общество страдает от дефицита солидарности, от отсутствия навыков совместных действий и организованной борьбы. В этом причины слабого положения труда по отношению к капиталу, беспомощности граждан по отношению к чиновникам, отсталости социальных отношений. И мы полны решимости своими действиями изменить ситуацию, сломить пагубную привычку к пассивному терпению и бесконечному ожиданию. Трудящимся нужны не подарки от «начальства», а победы, завоеванные собственной борьбой.

Неолиберальные экономисты и чиновники уверяют трудящихся в том, что у них нет выбора. «Вы обязаны подчиниться тому, что есть и тому, что мы еще от вас захотим получить», — говорят нам. Три десятилетия, с тяжелейшего для капитализма кризиса 1970-х годов, капитал всюду отнимает у рабочих их завоевания. Все это объявляется прогрессом, а сопротивление политике урезания наших доходов, прав и свобод — невежеством консервативных пролетариев.

Идеологи, обслуживающие интересы капитала, настаивают на том, что снижение заработной платы является чуть ли ни единственным способом экономического выживания в современном мире. Между тем заработные платы значительной части россиян уже и без того приближаются к тому минимальному уровню, ниже которого при имеющихся условиях просто невозможно воспроизводство их рабочей силы.

Конкуренция дешевых товаров из стран Восточной Азии нанесла удар не только по странам с дорогой рабочей силой, но и по бедным странам с крайне дешевой рабочей силой. Хуже того, страны с дешевой рабочей силой пострадали от этой конкуренции даже больше. Причина подобного положения дел состоит в том, что заработная плата является лишь одним из многих и к тому же не главным фактором, определяющим цену товара на мировом рынке. Огромное значение имеют масштабы производства (чем больше партия, тем она дешевле), качество управления, наличие глобальных сетей распространения и легкость доступа к рынкам. Азиатское «чудо» было тщательно спланировано и организовано транснациональными корпорациями, не в последнюю очередь для того, чтобы ослабить позиции организованного труда на Западе и в других регионах мира. И российские транснациональные компании, интегрированные в международные финансовые сети, являются частью этой системы, работая не на интересы страны, а на свои собственные в соответствии с логикой накопления капитала в этих сетях. Нет никаких оснований надеяться, будто, понижая заработную плату и снижая жизненный уровень трудящихся, удастся добиться подъема экономики. Напротив, именно дешевизна труда в России снижает стимулы предпринимателей к внедрению нового оборудования, улучшению организации труда, повышению качества управления, внедрению новых продуктов и поиску новых рынков. Лишь радикальное повышение заработной платы может переломить эту тенденцию, принудив капитал к поиску более эффективных управленческих и технологических решений. И лишь давление общественного сектора становится тем постоянно действующим фактором, который необратимо меняет соотношение сил между рабочими и капиталистами на рынке труда. Именно поэтому идеологи и защитники интересов капитала всячески добиваются разрушения общественного сектора и его приватизации. Именно поэтому мы выступаем и будем выступать за его расширение и укрепление.

Глобализация, разъясняли правые идеологи, означает прогресс, а все чего хотят корпорации, они должны немедленно получать. Но глобализация вовсе не стала дорогой к объединению мира, расцвету гуманизма и демократии. Она обеспечила невиданные привилегии транснациональным корпорациям, расширила свободу передвижения капитала и товаров, но но не дала трудящимся подобных свобод. Она потребовала у нас наши права под предлогом того, что иначе нам не выстоять в «свободной конкуренции». Единственное, что трудящиеся могли получить от неолиберального «объединения» мира, это опыт своих иностранных товарищей, подчас очень ценный. Весь мир стал огромной фабрикой, но те рабочие, что решительно стоят за свои интересы добиваются лучших условий труда, чем те, что всегда готовы угодить предпринимателям.

Еще в начале 2008 года все чиновники и почти все эксперты уверяли: никакого кризиса быть не может, неолиберальный порядок неуязвим, он рационален и рентабелен. От нас требовали лишь послушно следовать воле мудрых рыночных «законов». Прочность либерального порядка оказалась мифом. Впервые за долгие десятилетия мировой капитализм оказался в столь тяжелом кризисе. И главное что он выявил — неправоту тех, кто требовал от трудящихся все новых жертв.

Наш выбор, это не подчинение, а борьба за лучшие условия труда, за больший заработок, большие возможности и свободное время. Мы хотим улучшения нашей жизни, расширения прав и свобод, а не изъятия их у нас. И мы понимаем, что в без борьбы ничего нельзя достичь. Профсоюзы России, объединенные в КТР — часть мирового профсоюзного движения. В пику глобализации капиталов и товаров, отнимающей наши завоевания, мы будем крепить солидарность работников всех стран планеты.

КТР и экономическая ситуация

Конец 2008 и практически весь 2009 год прошли под знаком экономического кризиса. В 2010 году ситуация начала понемногу улучшаться, но коренного перелома не произошло. И мировая, и российская экономика поражены кризисом. И для того, чтобы преодолеть этот кризис, недостаточно выделять миллиарды рублей и долларов казенных средств хозяевам крупнейших корпораций или в аварийном порядке «латать дыры» социальных бюджетов, одновременно заставляя трудящихся потуже затянуть пояса, сокращая свои потребности. В кризисе находится экономический порядок, построенный на политике снижения стоимости рабочей силы, демонтаже социального государства и сокращении прав трудящихся. И преодолен этот кризис будет не раньше, чем будет изменена вся модель общественного развития.

Чем глубже кризис, тем сильнее давление на работника со стороны работодателей. В условиях растущей безработицы наемные работники зачастую вынуждены идти на компромисс с работодателем, уклоняясь от длительных и принципиальных противостояний. Распространение панических настроений и выжидательной пассивности среди работников ограничивает деятельность профсоюзов. Однако даже в условиях кризиса существуют значительные возможности для развития профсоюзов. Ведь кризис не только пугает и разоряет людей, но и учит их, демонстрируя подлинную логику и смысл классовых противоречий, их значение в жизни всех нас и каждого в отдельности. Формируется социальный запрос на профсоюзы, в полной мере защищающие права наемных работников в тех отраслях, где наиболее велика коллективная солидарность наемных работников — например, в машиностроении. Кризис — это школа солидарности для тех, кто хочет не просто выжить, но и выиграть. И уже сегодня профсоюзы возникают не только среди промышленных рабочих, но и в других группах наемных работников.

Надеясь на скорое разрешение кризиса, власти и корпоративные элиты стремятся решать проблемы с помощью бессистемных краткосрочных мер, часто находящихся в противоречии друг с другом. Они то пытаются оплатить расходы своей антикризисной политики, переложив бремя расходов на плечи большинства населения, срезая социальные льготы, пытаясь экономить на образовании, медицине, науке и муниципальном хозяйстве, то, спохватившись, пытаются облагодетельствовать общество или какую-то его часть единовременными «подарками». При этом сокращение расходов на социальные нужды, отсутствие серьезной программы по созданию рабочих мест и региональному развитию, сокращение числа образовательных учреждений и снижение качества их работы является долгосрочной тенденцией. А вот периодически повторяющиеся инициативы по созданию рабочих мест или престижных научных и образовательных проектов — это скорее исключения, которые не только не позволяют переломить общую ситуацию, но и усугубляют её, поскольку основное внимание уделяется не реальной пользе от подобных программ, а лишь их пропагандистскому эффекту. Таким образом, с одной стороны, происходит постоянное сокращение социальных и трудовых прав граждан, закрепляемое законодательно (изменение в трудовом и жилищном кодексе, реформы пенсионной системы, образования и здравоохранения). С другой, государство, отнюдь, не отказывается от распределения части доходов федерального бюджета между отдельными категориями граждан с помощью целевых социальных программ и «национальных проектов». Таким образом, с одной стороны, государственные власти оказываются менее связанными законодательно в распределении бюджетных средств. А с другой, могут успешно использовать такой подход в пропагандистских целях, поскольку распределение средств на социальные программы и участие в разрешении трудовых конфликтов в таких условиях является уже не обязанностью, но проявлением доброй воли государственных мужей, «подарком», «милостью» государства.

Можно сказать, что российская власть не столько озабочена борьбой с кризисом, сколько созданием у общества и мира благоприятного впечатления о том, как она ведет эту борьбу. В данном случае, однако, отечественные элиты не так уж сильно отличаются от правящих классов других стран, идущих по схожему пути.

Задача профсоюзов в таких условиях состоит не только в том, чтобы бескомпромиссно давать отпор каждой попытки властей и предпринимателей решить свои проблемы за счет ущемления прав наемных работников и снижения их заработков. Задача профсоюзов и в том, чтобы предложить обществу новую модель развития, ориентированную на создание большого количества хорошо оплачиваемых и социально защищенных рабочих мест, повышение уровня образования и здравоохранения, создание условий, когда квалификация, знания и возможности личности используются с максимальной пользой как для общества в целом, так и для самого человека.

КТР и политика

В России за последние годы публичная политика постоянно теряла свое значение, оттесняясь на второй план политикой аппаратной. Партии не только превратились в лишенные внятной программы и идеологии «избирательные машины», но начали утрачивать свое значение и в этом качестве, поскольку сами выборы вырождались в пустую формальность, никак не влияющую на нашу жизнь. Упадок политических партий затронул не только оппозицию. Правящая партия оказалась не столько партией власти, сколько собранием безликих чиновников, лишенных собственной инициативы, взглядов и даже мнений. Бороться с такой партией бессмысленно, ибо сама она не представляет из себя ни общественной, ни политической силы, полностью завися от инициативы высшей государственной бюрократии. Именно в рядах этой высшей бюрократии то и дело возникают конфликты и столкновения, никак не связанные с идеологическими различиями или публичными дискуссиями об экономической и социальной стратегии правительства, но приводящие к громким скандалам, отставкам и даже корректировкам официального курса. Думским политикам остается лишь с недоумением и любопытством наблюдать за этой борьбой в верхах, пытаясь уловить направление перемен и последовать за победителем.

Публичная политика не нужна ни чиновникам, ни депутатам официальных партий, независимо от их номинальной принадлежности. Никому из них не нужна открытая общественная дискуссия, прямое участие масс в выборе социального и экономического курса, никому из них не нужны радикальные перемены, смещающие рычаги реальной власти, расширяющие доступ граждан к ним. Но эти перемены жизненно необходимы самим трудящимся, их организациям, профсоюзам. Перед нами стоит целый ряд важнейших вопросов, которые могут и должны быть решены законодательно, если мы хотим изменить положение дел в стране. Прежде всего речь идет о праве на забастовку, об обеспечении равенства между профсоюзами, о защите социальных и трудовых прав. Однако эти цели невозможно достичь лоббированием депутатского корпуса и чиновников, либо за счет трудоустройства отдельных профсоюзных лидеров в различные партийные фракции, не связанные с нашим движением органически.

Ряд профсоюзных деятелей, левых и социальных активистов, попавших в Государственную Думу или региональные собрания по спискам официальных партий, оказались заложниками этой системы. До тех пор, пока наемные работники и их представительные профсоюзы сами не организовали собственное политическое представительство, не имеют собственной организации и системы политического контроля за политиками, продвигаемыми ими на депутатские места и другие позиции в государстве, появление в парламенте отдельных выходцев из профсоюзов ничего не меняет. Влияние на законодательный процесс самой Госдумы РФ крайне ограничено. Вследствие изменений в законодательстве последних лет депутаты оказались еще больше связаны партийной дисциплиной, то есть их действия теперь не могут всерьез расходиться с установками партии, от которой они попали в парламент. Бывшие профсоюзные активисты, попав в парламент, часто теряют связь с профсоюзными организациями, где прошло их становление и все больше ориентируются на решение личных задач.

Политические цели профсоюзов могут быть достигнуты лишь соединением парламентской и внепарламентской борьбы, прямого действия и переговоров, участия в выборах и активного сопротивления. Только организация, способная органически сочетать и увязывать между собой эти различные формы работы, способна сделаться инструментом для реализации общественных изменений в интересах большинства трудящихся. Мы не верим ни в благорасположение официальных думских партий, включая и партию, которая сегодня называет себя «коммунистической». Не ждем мы спасения и от самозваного авангарда, заранее знающего ответы на все вопросы и готового предложить себя трудящимся в качестве готового лидера.

Профсоюзам необходимо политическое представительство — через организацию, созданную ими самими и при их непосредственном участии. Но это отнюдь не означает, будто создание политической организации трудящихся может быть исключительным делом профсоюзов. Мы выступаем за широкое объединение и открытую дискуссию, в ходе которой к участию в совместной борьбе могли бы присоединиться активисты социальных движений, представители интеллигенции, участники инициатив в защиту образования, науки, здравоохранения, защитники культуры и экологии. Такое объединение не может быть беспроблемным, оно не может быть осуществлено без острых дискуссий, споров и противоречий, но это единственный путь к созданию новой общественной силы, к демократизации общества.

Реальное влияние профсоюзов возрастет не в случае попадания отдельных представителей профсоюзов во фракции отдельных партий, а благодаря появлению в Госдуме РФ фракции, четко связанной обязательствами со свободными профсоюзами и ориентированной на политическое представительство их интересов. Сегодня появление подобной фракции ограничивают, во-первых, особенности российского законодательства о партиях и, во-вторых, стремление властей ограничить число официально зарегистрированных партий. Однако ситуация может измениться под давлением снизу. Путь к политическому представительству профсоюзов лежит через активную борьбу и рост влияния самих профсоюзных организаций на местах.

КТР и социальные движения

Активность социальных движений, добивающихся конкретных локальных целей и действующих по принципу «только не на моем дворе!» стала характерной чертой России 2000-х. Эти движения обычно не встречают столь жесткого противодействия властей, как политические протесты. Для представителей бизнеса акции протеста наемных работников оказываются, обычно, более чувствительными, чем выступления социальных движений для властей. Кроме того, как в трудовых, так и в социальных конфликтах в отношении активистов-общественников оппоненты используют криминальные методы воздействия.

В том числе, локальные ситуативные цели могут стать полем для взаимодействия профсоюзов с социальными движениями. Совместные выступления могут оказаться главным фактором для решения местных проблем и защиты интересов трудящихся, как в рамках производственных отношений, так и в рамках борьбы за социальные права, будь то вопросы ЖКХ, экологии, ценообразования и др. Именно это может быть базой для более тесной смычки профсоюзов и социальных движений.

Практика показывает, что в условиях отсутствия защиты интересов людей со стороны формализованных партий, политическое представительство нередко вынуждены брать на себя сами профсоюзы или социальные движения. На местном (муниципальном) уровне еще возможно избрание депутатов. Здесь взаимодействие может оказаться крайне полезным. Значение сохраняют и переговоры с действующими официально политическими партиями. Опыт координации и институциональный статус, которым обладают профсоюзы, может оказаться полезным для социальных движений.

Поскольку и профсоюзы, и социальные движения ориентированы на борьбу за социальные права граждан в различных сферах, можно говорить об общности интересов тех и других. Конечно, нельзя забывать о локальном характере деятельности социальных движений, их ориентированности на решение конкретной, актуальной на данный момент времени проблемы (или ограниченной группы проблем), основным полем для взаимодействия профсоюзных и социальных движений может стать, во-первых, поддержка профсоюзных акций регионального, межрегионального и федерального значения со стороны активистов социальных движений, а во-вторых, отстаивание прав граждан на государственном уровне, в том числе и через политическое представительство. Редкость случаев сотрудничества партий и социальных движений хотя бы на региональном уровне обусловлена тем, что социальные движения обычно ориентированы на решение конкретной проблемы и не выстраивают системную работу на перспективу. Однако как раз такой опыт есть у профсоюзов. И именно профсоюзы имеют больше шансов стать в авангарде системной борьбы за социальные права граждан в том случае, объединяясь с социальными движениями. Блок профсоюзов и социальных движений перспективен и тактически, и стратегически, имеет политическое будущее.

Организационная стратегия единого профцентра

Объединение большинства реальных профсоюзов вокруг КТР заставляет вновь обратиться к вопросу об организационной стратегии.

Во-первых, необходимо на практике, в повседневной работе обеспечить единство создавших Конфедерацию профсоюзов, взаимодействие, обмен информацией и солидарную взаимопомощь между ними. Если эта задача не будет решена, то объединение превратится в формальную надстройку, не имеющую отношения к повседневной практике и заботам движения. Необходимо оптимизировать отраслевую, секторальную структуру профцентра для того, чтобы создать правовую и организационную возможность образования новых организаций, расширения их членской базы.

Во-вторых, необходимо поддерживать развитие наиболее активно действующих организаций. Их успехи значимы не только для их членов, но и для всего движения. Трудящимся, сколь бы масштабными ни были общие цели и задачи профсоюзной борьбы, очень важно достижение малых побед, через которые тысячи и миллионы людей обретают позитивный социальный опыт, уверенность в своих силах и потенциале движения. Эта стратегия малых побед является одновременно и лучшей пропагандой деятельности объединившихся профсоюзов и источником опыта, используя который можно добиваться новых успехов.

В-третьих, нужно начать планировать работу по развитию профсоюзного движения в тех сферах, которые до сих пор не были им охвачены. Нужно вспомнить, что опыт создания профсоюзов в новых сферах за последние годы уже нами накоплен. Постоянный, проактивный органайзинг в «зеленых полях» российской экономики, неохваченных профсоюзным членством — безусловный приоритет КТР и ее членских организаций.

Приоритетная задача — создание финансовой базы единого профцентра, необходимой для развития проектов, для поддержки бастующих коллективов, оказания помощи активистам, уволенным за свою деятельность, защищающим свои права в суде. Материальное обеспечение до сих пор является одной из острых проблем профсоюзной работы. Объединенному профцентру необходимо решать такие первостепенные задачи, как: создание и реализация программ обучения профсоюзного актива; юридическая поддержка членов профсоюзов и всех, кто обращается в профсоюз за поддержкой; создание юридического консультативного центра хотя бы на уровне центрального аппарата Конфедерации, а в перспективе — и создание подобных центров на региональном уровне, а также во всех отраслевых организациях. Должна быть налажена информационная и пропагандистская работа, которая до сих пор ведется практически на голом энтузиазме. Информационные ресурсы самих профсоюзов недостаточно сильны и непрофессиональны. Без работы со средствами массовой информации, без привлечения их внимания, без продвижения в них своих идей, мнений и оценок невозможно сформировать в обществе позитивное отношение к нашим профсоюзам, вызвать сочувствие к их борьбе. Наконец, важной задачей объединенного профцентра станет и международное сотрудничество. Получая поддержку от товарищей из других стран, мы не должны забывать и о своем долге солидарности, оказывая поддержку всем, кто разделяет общие с нами цели и принципы, борется за них.

Программные требования КТР

Вступая в новое десятилетие, Россия не может оставить в прошлом многолетний груз нерешенных проблем, которые продолжают влиять на социально-экономическую ситуацию в стране и на позиции свободных профсоюзов в том числе. Однако можно отметить ряд позитивных тенденций, обозначившихся в последнее время. В обществе чувствуется потребность в переменах и действиях, в защите социальных прав, в активных профсоюзах, готовых отстаивать права наемных работников. Потребность эта растет не только в отраслях с традиционно высоким уровнем солидарности, но и в тех сферах, где труд в значительной сфере автономен и индивидуализирован.

Профсоюзы, входящие в КТР, все чаще воспринимаются всерьез и властями, и работодателями. Даже жесткое давление и репрессии против наших профсоюзных активистов подтверждают тот факт, что обстановка меняется, а профсоюзы приобретают влияние и авторитет, которого раньше не было. Недобросовестные работодатели в трудовом конфликте уже не могут действовать абсолютно по-старому.

КТР и профсоюзы, входящие в Конфедерацию, в этих условиях могут не просто решать прежние задачи, но и переходить на принципиально новый уровень работы. Нельзя забывать о том, рядом с текущими вопросами существует перспектива качественных перемен — возможность влиять на политику в стране, добиваться улучшения положения трудящихся, расширения общественных свобод, безусловную реализацию основополагающих трудовых и профсоюзных прав.

Мы убеждены, что развитие профсоюзного движения и защита трудовых прав неотделимы от борьбы за демократизацию общества. Но мы понимаем эту задачу принципиально отлично от либеральной оппозиции. Для нас завоевание и защита прав и свобод не абстрактная самоцель, а конкретная задача, решение которой необходимо для улучшения жизни трудящихся. Нам не нужна конституция ради конституции, а выборность губернаторов ради «восстановления попранной демократии». Демократия, нужная нам, чтобы открыть движению трудящихся путь к улучшению своей жизни включая расширение и развитие трудовых прав. Именно поэтому первостепенным вопросом мы считаем изменение законодательства о деятельности профсоюзов, прекращение дискриминации, обеспечение равенства в ходе подготовки коллективных переговоров, обеспечение реальной свободы объединения.

Реальное представительство наемных работников на уровне предприятий, отраслей и всей политической системы должно позволить перевернуть экономическую политику и покончить с курсом, отнимающим наши права, гарантии и доходы.

Задачи в области экономической политики включают расширение общественного сектора — национализацию важнейших компаний, которые систематически используют государственные средства для решения частных проблем, поддержку развития российского внутреннего рынка и его защиту. Мы противники вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), открывающего экономику страны ударам транснациональных корпораций. Мы выступаем как сторонники социального протекционизма, нацеленного на повышение доходов трудящихся. Рабочих мест должно становиться больше, а не меньше. Условия труда должны улучшаться, а не ухудшаться. Технический прогресс должен повышать производительность труда вместе с увеличением свободного времени, общественного благосостоянием и культурным уровнем работника. Экономическая политика, проведение которой мы считаем необходимым, должна быть нацелена на возрождение отечественной промышленности и науки, причем одно без другого немыслимо.

Развитие производительных сил неотделимо от общественного прогресса. Природные богатства страны должны быть поставлены ему на службу также как наш повседневный труд. Природные ресурсы и земля не должны находиться в частных руках, паразитические сырьевые монополии-экспортеры должны быть возвращены в собственность государства. Доходы их необходимо направить на развитие страны, на благо всего общества. Нашей стране нужна современная промышленность, технологии, соответствующие новейшим экологическим и социальным стандартам, а не экономика, живущая исключительно за счет вывоза ресурсов и сверхэксплуатации изношенного оборудования полуголодными работниками.

России нужно качественное бесплатное доступное образование и здравоохранение. Наука должна получать государственную поддержку и развиваться на благо всего общества. Профсоюзы прекрасно понимают, что без этого немыслима настоящая модернизация национальной экономики. Но речь идет не о показушных проектах, пожирающих миллиарды рублей, а о возрождении и развитии существующих в России научных центров и школ, о создании инфраструктуры и нормальных условий труда для сотен тысяч представителей научной интеллигенции по всей стране. Ученым должен быть обеспечен максимальный доступ к информации, знаниям и технологиям. Природа современных технологий такова, что неограниченное копирование и распространение информации является их важнейшей особенностью, чертой, определяющей их революционное значение в изменившемся мире. Таким образом попытки сдержать свободное распространение информации и знаний идут вразрез с тенденциями, заложенными в самой сути технологического переворота. Следовательно, слабая защищенность интеллектуальной собственности в России представляет собой не признак отсталости или слабости отечественной экономики, а наоборот её важнейшее преимущество, шанс на будущее, принцип, который надо защищать и развивать.

Текущей задачей нашей борьбы в области социальных прав должны стать недопущение тотальной коммерциализации сферы образования, обеспечение государственных гарантий на бесплатное начальное и среднее общее образование, на доступное качественное профессиональное образование, приостановка рыночных реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, повышение качества и доступности медицинских услуг. Такие шаги не требуют целостной концепции и могут объединить самые разные социальные группы и движения. Борьба против рыночных реформ социальной сферы имеют значение не только для спасения образования самой социальной сферы, но и для консолидации сил, способных противостоять неолиберальным реформам социальной сферы, для формирования единого фронта солидарных действий профсоюзов и социальных движений, для накопления опыта сопротивления в социальной сфере. Необходимым тактическим шагом является также блокирование с помощью организованных акций протеста роста транспортных и жилищно-коммунальных тарифов.

КТР и входящие в Конфедерацию профсоюзы выступают сторонниками прогрессивной социальной политики и противниками неолиберальных реформ. Задача государства обеспечивать пособия безработным и инвалидам, стипендии — студентам и аспирантам, пенсии — пенсионерам. Профсоюзы, входящие в КТР, считают важным противодействовать курсу на сокращение социальных гарантий, урезание прав и коммерциализацию образования, культурной сферы и медицины.

Мы выступаем за восстановление государственного контроля над пенсионной системой и жилищно-коммунальным хозяйством. Мы выступаем за возврат стратегической роли профсоюзов в определении принципов формирования социальных фондов и контроле над их расходованием. В пенсионной системе нужно добиться возвращения к принципу солидарности поколений с непременным повышением пенсий, особенно трудовых. В такой пенсионной системе, пенсии нынешним пенсионерам выплачиваются из отчислений ныне работающих граждан. Пенсии не должны быть накопительными и зависеть от воли работодателя, рыночной случайности или прихоти бюрократии. В области социальной помощи необходимо сделать акцент не на неэффективной «адресной» помощи, а на хорошо работающем мощном общественном секторе, через который и будет осуществляться, в основном, реализация социальных прав граждан. Образованию, жилью, здравоохранению и культуре, социальному обеспечению необходимо постепенно возвращать статус социальных прав вместо статуса «социальных услуг» — в се менее качественных, более дорогих и менее доступных.

КТР и профсоюзы, входящие в Конфедерацию, выступают против попыток пополнить государственный бюджет только за счет доходов трудящихся. Существенно большие налоги должны платить те, кто получает прибыль или обладает большой собственностью. Косвенные налоги на потребительские товары абсолютно недопустимы — они незримо отнимают у рабочего немалую часть заработанных средств. В сфере налогообложения первейшим тактическим требованием должно стать введение прогрессивного налога на доходы физических лиц. Налоговое бремя должно быть перераспределено таким образом, чтобы основная нагрузка ложилась на наиболее обеспеченные слои общества, налог на капитал и доходы с него должны быть значительно выше, чем налог на трудовой доход.

Полуфеодальный режим прописки мешает российским труженикам свободно перемещаться по стране, выбирать место проживания и трудоустройства. Мы требуем свободы передвижения с правом каждого селиться и трудиться там, где он пожелает — без выплаты взяток чиновникам и оформления бесчисленных бумаг. Россияне должны стать гражданами одной страны с едиными правами и гарантиями всюду.

Мы говорим твердое «нет!» попыткам предпринимателей увеличить рабочую неделю, заявляя, что нашим требованием является сокращение рабочего времени на основе технологического обновления производства и повышения производительности труда. Сверхурочные часы и переработки должны оплачиваться по двойной и более высокой ставке.

Мы считаем, что в России иммигранты должны в полной мере пользоваться защитой российского законодательства, представляя свои интересы в области труда и социальной защиты. Не должно быть бесправных рабочих, у нас одна национальность — наемный труд. Политика социализации и культурной интеграции иммигрантов должна помочь им стать полноценными членами общества, воспринимать Россию как безопасное и справедливое государство.

КТР и профсоюзы, входящие в Конфедерацию, осуждают националистическую политику, прекрасно сознавая кому выгодно раскалывать трудящихся. Мы за свободу вероисповедания, но против государственных культов и религиозной пропаганды в учебных заведениях.

Повседневная борьба и частные победы ведут профсоюзы к общему улучшению положения трудящихся. От роста силы рабочих организаций, от активности их борьбы зависит то, как скоро удастся решить большие задачи. Забастовка — остается главным оружием профсоюзов. Никакие запреты и репрессии не лишат класс наемных работников сознания своего полного права бороться за справедливость, использую все формы трудового протеста. Давление, протест и переговоры могут быть действенной формой разрешения трудовых конфликтов только когда работодатели и их государственные помощники понимают, что профсоюзы по-прежнему имеют в своем арсенале забастовку. Право на забастовку должно быть в полной мере возвращено трудящимся России, абсурдные ограничения, делающие организацию стачки фактически незаконным делом, должны быть отменены.

Стратегические задачи в области социальной политики могут быть решены на основе целостной концепции развития социальной сферы и общественного сектора. Поэтому первейшими задачами является, во-первых, организация демократического обсуждения проблем и перспектив развития социальной сферы, привлечение к созданию концепции ее развития левых экспертов, представителей профсоюзов и социальных движений. Во-вторых, необходимо инициировать и стимулировать процесс создания жизнеспособных профсоюзов в социальной сфере. Уже действующие независимые профсоюзы должны оказывать поддержку социальным и профсоюзным альтернативам в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. В-третьих, необходимо развивать взаимодействие независимых профсоюзов работников здравоохранения, образования, других отраслей социальной сферы и социальных движений, занимающихся проблемами этих сфер (движения родителей, жильцов общежитий и т.п.).

Такая программа может быть реализована только при условии жесткого общественного контроля над сбором и использованием государственных средств. Таким образом, именно демократизация общественной жизни, обеспечение реального представительства и прямого, максимально упрощенного контроля граждан над своими представителями — ключевая задача сил, стремящихся изменить ситуацию в стране.
 
Методы борьбы профсоюзов

Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что наши цели и требования не могут быть достигнуты без борьбы. Даже простейшая работа, направленная на поддержание имеющегося уровня социальных и трудовых прав, наталкивается в нашей стране на жесткое противодействие, а порой и обрекает активистов на давление и репрессии.

Именно поэтому нам нужны сильные организации, которые сами способны оказывать давление на работодателей и власти всеми законными средствами. Мы не исключаем в качестве методов нашей борьбы ни уличные акции, ни забастовки, ни переговоры. Именно в сочетании друг с другом эти методы становятся действенными и эффективными.

Работа профсоюзов должна быть построена на четкой координации усилий всех структур конфедерации и входящих в неё организаций. Одновременно она должна быть подчинена демократическому контролю на всех уровнях. Лидеры профсоюзов должны отвечать за свои действия перед членами своих организаций, опираться на их поддержку и одобрение. Профсоюз не может и не должен становиться заложником политических интриг и комбинаций, в которые руководство вовлекает его без консультации с собственным активом и рядовыми членами. Прозрачность и открытость процесса принятия решений, четкие и конкретные требования, постоянный контроль снизу за тем, насколько предпринимаемые действия соответствуют провозглашенным целям и требованиям — вот, что отличает боевые организации трудящихся от «желтых» профсоюзов, создаваемых властями и работодателями.
   
Мы не выступаем против диалога с предпринимателями и властью, мы считаем переговорный процесс важнейшим и необходимым элементом нашей борьбы. Но мы убеждены, что только жесткая и принципиальная позиция на переговорах, только контроль рядовых работников за их ходом, и не менее жесткий контроль профсоюзных организаций за выполнением достигнутых соглашений позволяет нам достичь поставленных целей и внести позитивный вклад в развитие нашей страны.

Укрепление нашей Конфедерации — не самоцель, а средство консолидации сил наемного труда для защиты своих прав перед лицом капитала и власти. Профсоюзы становятся важнейшим инструментом для того, чтобы изменить положение масс в обществе, где ценность человека измеряется исключительно в денежном эквиваленте, а рабочая сила ценится лишь как ресурс, который можно эксплуатировать. Объединяясь в профсоюзы, мы защищаем не только свое право на более высокий заработок или лучшие условия труда, но и свое человеческое достоинство.

Принята на внеочередном объединительном съезде
Конфедерации труда России 27 мая 2011 года
Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте