11.04.13
Безопасность на море. Круглый стол

Председатель профкома моряков г. Владивостока Петр Осичанский принял участие в круглом столе в МГУ им. адмирала Г.И. Невельского по проблеме безопасности мореплавания.

В МГУ им. адмирала Г.И. Невельского прошел «круглый стол» по проблеме безопасности мореплавания с участием экспертов морского транспорта. Совещание было посвящено снижению человеческого фактора в морских авариях и психологической подготовке будущих моряков. В нем приняли участие ректор университета С.А. Огай, руководители различных подразделений университета и руководители судоходных и круинговых компаний Дальнего Востока, а также председатель профкома моряков г. Владивостока Петр Осичанский.


Проблема безопасности на морском транспорте – одна из острейших в отрасли и в последнее время вызывает повышенную тревогу у профессионалов. Как отметил ректор, усложняющими в подготовке будущих профессионалов, прежде всего, являются демографический и социокультурный факторы. «За последние десять лет количество выпускников школ сократилось вдвое, – отметил он. – Психологический портрет поколения, искушенного соблазнами современного мира, мало соответствует потребностям морской индустрии с ее суровыми условиями труда и высочайшей степенью ответственности».


Поскольку большинство аварий в море связано с человеческим фактором, очевидна необходимость усиления системы подготовки морских специалистов, в первую очередь, в области психологии. Для этих целей в Морском университете уже давно создана и успешно работает психологическая школа, в основные задачи которой входит тестирование и психологическое сопровождение курсантов, исследования в области экстремальных условий труда, выработка и реализация конкретных программ для курсантов и плавсостава. Недавно на базе Морской академии университета был создан Центр анализа и экспертизы катастроф, основная задача которого – выработка инновационных проектов по подготовке курсантов в области безопасности мореплавания. Помимо этого университет активно внедряет новые технологии для того, чтобы разрешить некоторые психологические проблемы у курсантов во время практики. Так, во время Тихоокеанского рейса ПУС «Надежда» была использована технология, обеспечившая на всем маршруте сотовую связь, интернет и возможность видеотрансляций, что, несомненно, сыграло положительную роль в успешном выполнении рейса.



Председатель профкома моряков г. Владивостока РПСМ и президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский обратил внимание на то, что задача подготовки моряков отягощена еще и тем фактом, что условия плавания на Дальнем Востоке сложнее, чем в других регионах. Ситуацию осложняет системные проблемы: изношенный флот, экономия судовладельцев в части комплектации экипажа. Если раньше на мостике было два человек, то сейчас – один. Безаварийности это не способствует. Возможно, решением проблемы было бы введение жестких государственных стандартов мореплавания, так как это действует в авиационном бизнесе.


В контексте заявленной темы встречи ректор С.А. Огай попросил собравшихся оценить появившуюся в последнее время на высоком уровне критику таких существенных аспектов отечественного морского образования, как приближенная к военной дисциплина в учебном заведении, несение вахт, дежурств, уборка помещений курсантами, а также выполнение традиционных ритуалов – построение, подъем флага и т.д. Нужно ли сохранять традиции? Можно ли, учитывая все вышеперечисленные факторы, воспитать из школьника профессионального моряка без курсантской дисциплины?


Общее мнение на этот счет лучше всего выразила выпускница университета прошлых лет, а ныне главный менеджер по СКР ДНИИМФ А.С. Калиничева: «Нет сомнения, что это очень вредная идея, которая зародилась среди поколения менеджеров, тех, кто не осознает основ развития морского транспорта. Флот – это не порт. В море нельзя без жесткой дисциплины. Чем выше дисциплина, тем меньше аварий. Когда мы проходили практику в море, мы в суровых условиях перенимали опыт у старших моряков. Главное, чему мы учились, – стойкости. Зато уже к выпуску мы могли сами принимать решения на мостике. Все мы через это прошли. И через ночные наряды, и суточные бдения. Так выковывалась наша ответственность».


Информационный центр ОИУ МГУ
В.В. Сергиенко,
центр по расследованию аварий и инцидентов на море
МГУ им. адм. Г.И. Невельского

фото с сайта МГУ им. адмирала Г.И. Невельского


Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте