26.04.13
Международный семинар «Выживание на море – стандарты подготовки»

В Санкт-Петербурге прошел международный семинар «Выживание на море – стандарты подготовки», в котором приняло участие более 90 специалистов из разных стран. Что профсоюз интересует в тренажёрной подготовке? Позиция Российского профсоюза моряков (РПСМ).

В Санкт-Петербурге прошел международный семинар «Выживание на море – стандарты подготовки». Участники – а это более  90 специалистов из самых разных стран – сошлись во мнении, что зачастую в бедах, в которые попадают моряки, виноваты они сами. И причина тому – некомпетентность в элементарных вопросах: что делать сначала, а что потом, если на судне случился пожар; как вести себя, если оно тонет, и что предпринять, чтобы выжить самому, оказавшись в воде, один на один со стихией.


Анализ аварийности на морском и речном транспорте, представленный  заместителем руководителя Северо-Западного управления Госморречнадзора В. А. Кузьминым, шокировал цифрами. Только в 2012 г. в России зафиксировано 23 аварии, в том числе 13 – с рыболовными судами, погибло и пропало без вести 16 человек. Получается, практически каждый месяц тонет два парохода, и практически столько же моряков исчезают в море. Цифры страшные. До сих пор на слуху трагедия с рыболовецким судном «Шанс-101», затонувшем в декабре 2012 года в Японском море, когда из 30 членов экипажа удалось спасти только 14 человек.


Как ни грустно звучит, но основными причинами роста аварийности является пресловутый человеческий фактор: моряки нарушают установленные правила и элементарно не выполняют  рекомендованные процедуры, наивно полагая, что трагедия в море может произойти с кем угодно, но только не с ним. Вероятно, по этой причине ребята эти правила либо вовсе не учат, либо нарушают их вполне сознательно. Авось, все обойдется, подумаешь – судно имеет ограничение района плавания, да и плевать на надвигающийся шторм.


На внутренних водных путях озвученная ситуация еще хуже: в 2012 г. произошло 113 транспортных происшествий (в том числе – 11 с пассажирами на борту), это на 34% больше по сравнению с 2011 г. Одна из причин – низкая квалификация судоводительского состава (8% причин аварий).


Как отметил Валерий Александрович,  федеральная служба по надзору в сфере транспорта объясняет это отсутствием нормативно закрепленных требований к обязательной подготовке членов экипажей речных судов по выживанию в кризисных ситуациях, использованию коллективных спасательных средств, борьбе с пожарами и оказанию первой доврачебной помощи на борту судна.


Между тем  эти убийственные показатели можно свести к минимуму с помощью качественного обучения моряков в учебно-тренажерных центрах по выживанию в море. Сегодня в России их действует 44, из них 40 – береговых и 4 – учебно-тренировочных судна.  Одиннадцать центров работают в структуре Росморречфлота, шесть – в структуре Росрыболовства. 17 центров являются государственными, 27 – негосударственными. Еще 4 новых центра планируется открыть в 2013 году.


В свою очередь у учебных центров по борьбе с пожарами и спасению в море тоже есть свои проблемы. Это отсутствие единых требований к оснащению центров техническими средствами обучения, документированной системы стандартов качества (как подготовки, так и оценки знаний, умений и навыков), а также отсутствие системы контроля за качеством обучения. То есть, грубо говоря, везде учат по-разному, и оценивают уровень знаний тоже по-разному. И на этом фоне спокойно  существуют учебные центры подготовки членов экипажей морских судов без лицензии на образовательную деятельность, нарушающие требования Приказа Минтранса № 32 от 10.02.2010 г.: они выдают конвенционные свидетельства об обучении вовсе без проведения самой подготовки!


Другая проблема – ряд центров, имеющих тренажерную базу на открытых и замерзающих акваториях, выдают сертификаты морякам круглый год, не имея возможности проводить практические занятия в зимнее время как с точки зрения технологии обучения, так и обеспечения безопасности обучающихся.


В общем, все не так просто ни с моряками, ни с самими учебными центрами. Но ситуацию можно переломить в лучшую сторону, если моряки будут получать качественное образование, а учебные центры будут учить моряков по единым программам.


– Российские моряки с началом общественных преобразований в нашей стране оказались на международном морском рынке труда. Их уровень подготовки, как и подготовки советских моряков, всегда был и остается высоким,  они пользуются  спросом на этом рынке, – отметил в своем выступлении первый заместитель председателя Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Игорь Ковальчук. – Но  чтобы поддерживать свою востребованность, моряк должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Для этого нужно периодически проходить, в том числе тренажёрную  подготовку. Что нас, как профсоюз, интересует в тренажёрной подготовке?


на фото: первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук


– В первую очередь, – сказал Ковальчук, – качество. Именно оно помогает моряку выжить  в море, сохранить здоровье и свою жизнь. От качества полученных им знаний зависит благосостояние его семьи. Хотя некоторые последние аварии с судами показывают, что иногда моряки не знают, как пользоваться, например, спасательным гидротермокостюмом! Это значит, что те курсы, которые они проходили, те документы, которые они получили, являются, по большому счету, если не фальшивыми, то не отвечающими соответствующим требованиям. Второй момент. РПСМ стоит на страже материальных интересов моряка, нам важно, чтобы курсы были сбалансированными, их стоимость и продолжительность – разумными. Пока же получается так, что на одних курсах подготовка недостаточная, на других – избыточная. При этом подготовка не должна быть разорительной для моряка.


Российское законодательство требует, чтобы обязательное дополнительное обучение проводилось за счет работодателя. И добросовестные российские компании так и поступают. Но многие наши моряки работают на иностранных судах, а иногда это формально иностранные суда, фактически принадлежащие российским компаниям. В этом случае многое зависит от степени социальной ответственности судовладельца.      Но, как заметил Игорь Васильевич, довольно часто моряки самостоятельно оплачивают свое обучение и тренинг. Вот здесь и возникает опасность столкнуться с simulated training, с фальшивкой. Конечно, кто-то скажет, моряки сами виноваты, что выбирают такой обучающий тренинг. Но их можно понять – они руководствуются возможностью сэкономить время и деньги для своих семей. Поэтому случается так, что они  получают дешевую подделку, а не качественный продукт.


По мнению РПСМ,  рынок морского тренинга нужно и можно регулировать. Подготовка должна вестись по единым программам, которые должны быть унифицированы не только по содержанию, но и по времени подготовки. Ведь моряки тратят на курсы и тренажеры свой отпуск на берегу, который они предпочли бы провести со своими семьями. Поэтому во вред качеству они выбирают короткое обучение. Кроме того, в ценах на эти услуги существует серьезный разнобой, что тоже вызывает вопросы у моряков.


Способы регулирования деятельности тренажерных центров могут быть разными, от государственного регулирования до создания саморегулируемой организации. При этом хотелось бы, чтобы учитывалось мнение профсоюза, а РПСМ в свою очередь готов  в этом процессе участвовать. Это позволит сохранить качество и обеспечить оптимальную стоимость.


– Российские моряки, особенно работающие на иностранных судах, – активная часть общества, которые не ждут, когда правительство даст им рабочие места и  социальные блага, – сказал в завершение своего выступления Игорь Ковальчук. –  Они вполне самостоятельно обеспечивают себя сами, снижая, фактически, давление на государственный бюджет. И наша общая задача – сохранить потенциал российских моряков, их уровень подготовки и самостоятельности.


Напомним, что семинар организован Морским учебно-тренажерным центром Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова совместно с Международной ассоциацией тренажерных центров подготовки по выживанию на море IASST (International Association for Safety and Survival Training).


Источник: РПСМ

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте