02.12.16
Профсоюзы готовы помочь Правительству в осуществлении надзора в сфере труда

На прошедшем заседании Российской трёхсторонней комиссии Правительство представило проект нормативного акта, направленный на оптимизацию деятельности государственной инспекции труда. Профсоюзная сторона выразила возражения на проект, предложив в ответ наделить инспекторов профсоюзов отдельными правами государственных инспекторов. В отношении другого проекта нормативного акта, в соответствии с которым на сегодняшний день докерам выплачивается вознаграждение за выслугу лет, предложение КТР о сохранении его действующим было поддержано комиссией и Правительством.

29 ноября в Доме Правительства под председательством вице-премьера Ольги Голодец состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии (РТК). В центре повестки – изменение системы контроля за трудовым законодательством, ревизия нормативных актов советского периода, вопросы охраны труда, а также пределы заработных плат руководителей государственных фондов, государственных учреждений и предприятий. Всего обсуждалось 14 проектов нормативно-правовых актов (НПА).

1 НПА. Представленный Минтрудом России проект постановления Правительства, предполагающий введение риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля и надзора в сфере трудовых отношений, вызвал едва ли не наибольшие споры. Данный проект, по своей сути, заключается в оптимизации деятельности Государственной инспекции труда. «В непростые для бюджета времена, Правительство предлагает уменьшить количество проверок, но целенаправленно проводить их на тех предприятиях, где риск возникновения нарушений трудовых прав работников является высоким» - объясняет член РТК, председатель Исполнительного Комитета Конфедерации труда России Игорь Ковальчук.

По мнению Правительства изменения позволят сконцентрировать усилия на проблемных местах и таким образом повысить эффективность деятельности инспекции труда. Конфедерация труда России видит существенные проблемы в предложениях Правительства, которые могут привести к обратному эффекту.

В частности проектом предлагается установить градацию работодателей по 5 категориям риска от низкого к высокому, с соответствующей разницей внимания проверяющих органов к разным категориям работодателей. Для некоторых категорий работодателей предлагается уменьшить периодичность плановых проверок в сравнении с действующей: от 1 проверки раз в 3 года до 1 раза в 6 лет. Для категории низкого риска плановые проверки предлагается вообще не проводить.

Действительно, в Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства на 2015-2020 годы, принятой Правительством летом прошлого года, фактически, признается, что контроль за соблюдением трудового законодательства в 10-12 раз меньше необходимого. В частности, в ней зафиксировано, что Роструд может обеспечить проверку лишь около 1,6% всех подконтрольных работодателей, тогда как согласно международным стандартам, инспекция труда должна обеспечивать актуальный охват проверками на уровне 15 — 20%. Именно такие параметры зафиксированы в документах Международной организации труда.

Но, по мнению КТР, критерии, которые устанавливаются, не совпадают с имеющимся опытом у профсоюзов. Всю деятельность инспекции труда предполагается сосредоточить на крупных предприятиях с большой численностью работников, на которых, по мнению Минтруда России, вероятность возникновения нарушений выше. Но, как правило, на таких предприятиях есть профсоюзная организация и заключен коллективный договор, благодаря чему нарушений оказывается не так много. А вот в малом и среднем бизнесе, где создание профсоюзов проблематично и социальное партнёрство обычно отсутствует, по новой системе проверки могут и вовсе не проводиться. А ведь именно там наиболее распространены «серые» схемы занятости и оплаты труда.

Еще одно предлагаемое нововведение – для крупных предприятий с 1 000 и более работающих предлагается, что категорию риска Роструд будет определять индивидуально. При этом процедура и критерии для принятия такого решения в проекте не очевидны, что создает возможность злоупотреблений.

КТР считает, что в первую очередь необходимо укрепить организационно-штатную, финансовую и материально-техническую базу государственной инспекции труда, что позволит расширить сферу охвата и количество проверочных мероприятий. 

Кроме того, профсоюзной стороной РТК было предложено возродить институт общественных инспекторов государственной инспекции труда, т.е. наделить технических и правовых инспекторов труда профсоюзов некоторыми функциями государственных инспекторов. «Такой статус мог бы дать профсоюзным инспекторам право посещать предприятия и выдавать предписания об устранении нарушения трудового законодательства, - объясняет Ковальчук. – На санкции в отношении нарушителей профсоюзы не претендуют». Предлагаемая профсоюзами мера позволила бы действительно увеличить количество проверок и расширить сферу охвата.

Все стороны РТК согласились проработать вопрос об общественных инспекторах инспекции труда в ближайшее время.

2 НПА. Также был рассмотрен проект постановления Правительства, о признании недействующими или утратившими силу 56 нормативных актов СССР и РСФСР, принятых с 1929 по 1989 годы. Идея состоит в том, что устаревшие нормативные акты должны заменяться современным правовым регулированием. Если же новое законодательство отсутствует, данные нормативные акты должны продолжать действовать.

Среди нормативных актов, планируемых к признанию недействующими, оказалось Постановление Совета Министров СССР «О неотложных мерах по ускорению погрузки и разгрузки судов и вагонов и закреплению кадров в портах Министерства морского флота», которое хоть и было принято в 1981 году, но до сих пор является актуальным. Как отмечают в членской организации КТР, Российском профсоюзе докеров, на основании этого постановления в ряде морских портов докерам производится выплата единовременного вознаграждения за выслугу лет.

Также как и некоторые другие акты по предложениям профсоюзов, указанный нормативный акт был исключен из проекта постановления и продолжит действовать. Соответственно, основания для выплаты вознаграждения за выслугу лет докерам — сохранены.

3 НПА. Сторонами РТК был одобрен проект Концепции государственной программы «Безопасный труд» на 2018-2025 годы.

Программа, находящаяся в стадии разработки, будет направлена на развитие механизмов стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда; разработки и внедрения профилактической модели управления охраной труда; совершенствования регулирования и контроля. Приложениями к Концепции программы выступают количественные показатели оценки результатов программы по годам, в их числе приводятся: показатели травматизма, количества дней нетрудоспособности, а также количества рабочих мест, где улучшились условия труда и другие.

4 НПА. Одобрен проект постановления Правительства, устанавливающий коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты при несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях.

Планируется, что коэффициент индексации с 1 января на 2017 год будет установлен в размере 1,04, в отношении выплат, назначенных до 1 января 2017 года.

5 НПА. Проектом постановления Правительства вводится надбавка к страховому тарифу на обязательное страхование в зависимости от числа групповых несчастных случаев со смертельным исходом, произошедших у работодателя.

Проект направлен на повышение экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда для снижения риска групповых несчастных случаев со смертельным исходом. Отдельным проектом соответствующая формула для расчета такой надбавки будет введена в Методику Минтруда, на основе которой производится расчет скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

6 НПА. Также проектом постановления Правительства определяются размеры квоты для иностранцев, привлекаемых для работы внутри страны.

Размер квоты — 177 тысяч человек. Почти половина квоты приходится на профессиональную квалификационную группу «Рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах».

Согласно пояснительной записке, итоговая квота определена на основании цифр из заявок субъектов РФ. При этом со ссылкой на данные статистики рынка труда за сентябрь 2015 и 2016 годов, Правительством делается вывод об увеличении спроса на рабочую силу, а также о превышении спроса над предложением. Таким образом оправдывается привлечение иностранных работников.

7-10 НПА. Рассмотрен также пакет из 4 проектов нормативных актов, направленных на регулирование пределов заработных плат руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных фондов, государственных учреждений и унитарных предприятий и заработных плат работников этих фондов, учреждений, предприятий, соответственно.

Проекты вводят единые требования к предельному уровню соотношения средних заработных плат первых лиц указанных организаций и средних заработных плат работников этих организаций. Также устанавливается, что средняя зарплата работников рассчитывается без учета зарплат руководителя, его замов и главного бухгалтера. Для расчета средней заработной платы по организации будут применяться единые правила. Водится требование о размещении соответствующей информации на официальных интернет-сайтах организаций. Отдельное внимание уделено правилам начисления зарплат первых лиц Пенсионного фонда, ФСС, ФФОМС, для них установлены конкретные пределы соотношений заработных плат.

11 НПА. Обсужден проект Указа Президента, вносящий изменения в Положение о Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Вводятся изменения в перечень основных задач Совета. В частности, вводятся полномочия по рассмотрению нормативно-правовых актов в сфере независимой оценки квалификации. Также уточняется ряд моментов, касающихся обеспечения деятельности Совета, в частности: требования к составу Совета, к организации работы; обобщается круг вопросов, по которым даются заключения Советом и другие.

12 НПА. Одобрен проект распоряжения Правительства, утверждающий новую редакцию Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года.

Разработчиками проведен анализ стоящих перед экономикой РФ вызовов, что определило следующие приоритеты актуализированной Стратегии: модернизация промышленности; поддержка инновационного предпринимательства; инновационное развитие в инфраструктурных отраслях и в социальной сфере; совершенствование системы государственных закупок товаров и услуг, а также закупок компаний с государственным участием; развитие сферы науки; развитие кадрового потенциала; формирование стратегических коммуникаций и инноваций; инновационное развитие территорий.

13 НПА. Рассмотрен проект постановления Правительства о порядке проведения центром оценки квалификаций профессионального экзамена.

Постановление призвано обеспечить регулирование в целях развития системы оценки профессиональной квалификации работников.

14 НПА. Одобрен проект постановления Правительства, вносящий изменения в Правила использования бюджетных ассигнований в целях реализации указов Президента, направленных на повышение оплаты труда бюджетников.

Проектом отменяется срок действия Правил (приняты на 2015-2017 гг.), поэтому Правила будут действовать без определенного срока. Кроме того, Правила дополняются положениями, наделяющими Минтруд возможностью распределять бюджетные ассигнования, а также определяющими требованиями к отчетности об использовании предоставленных средств.

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (сокращенно - РТК) – трехсторонний орган социального партнёрства на федеральном уровне. Сформирована на паритетной основе, в её состав делегировано по 30 представителей от каждой стороны: общероссийских объединений профессиональных союзов; общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.

Одной из задач РТК является проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения. Каждая из сторон РТК вправе принять собственное решение по рассматриваемым вопросам.

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте