31.05.17
Российская трехсторонняя комиссия подвела итоги работы внебюджетных фондов

26 мая состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений (РТК), в рамках которых были подведены итоги исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, одобрен план работы над Генеральным соглашением на очередной срок. Также членами РТК был рассмотрен ряд проектов нормативных правовых актов. 

На заседании было представлено три законопроекта, утверждающих итоги исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, в сравнении с прогнозными показателями, утвержденными в конце 2015 года.

Итоги исполнения бюджета Пенсионного фонда России (ПФР)

Общая сумма доходов ПФР составила 7 625,2 млрд рублей, при этом в сравнении с 2015 годом этот показатель увеличился на 498,6 млрд рублей (7%).

Основным источником доходов Фонда являются поступления взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2016 году составили 4 131,5 млрд. рублей, или 54,2% в общем объеме доходов. По сравнению с 2015 годом сбор взносов вырос на 267 млрд. рублей, или на 6,9%.

В целом расходы ПФР составили 7 829,7 млрд. рублей, увеличившись в 2016 году на 159,4 млрд. рублей (2,1%) по сравнению с 2015 годом.  Наибольшую часть расходов фонда составляют пенсионные выплаты (включая доплаты к пенсиям отдельных категорий граждан), сумма которых составила 6 504 млрд. рублей, или 83,1% всех расходов бюджета. Данная сумма в сравнении с 2015 годом возросла на 288,5 млрд. рублей (4,6%).

Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его территориальных органов составили порядка 106,4 млрд. рублей.

Сумма дефицита бюджета (204, 4 млрд. рублей) оказалось больше прогнозной (175, 17 млрд. рублей). При этом в его структуре значительная доля приходится на накопительную составляющую (166 955, 9 млн. рублей).

Подробнее с итогами исполнения бюджета ПФР можно ознакомиться здесь.

Итоги исполнения бюджета Фонда социального страхования (ФСС)

Доходы ФСС составили чуть более 616 млрд. рублей и в сравнении с 2015 годом увеличились на 3,4 %, расходы – почти 665 млрд. рублей, увеличившись за год на 8,6 %. При этом общий дефицит бюджета составил 48, 5 млрд. рублей, что превысило прогнозные показатели. 

В части доходов бюджета фонда в 2016 году были не достигнуты прогнозные  показатели по поступлениям на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (97,2 % от запланированных сумм). При этом доходы от поступлений на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний превысили прогнозные (105 % от запланированных сумм).

Общий объем расходов бюджета Фонда, направленных на исполнение публичных нормативных обязательств  ‎в 2016 году, превысил прогнозные показатели на 2,6 % и составил 573 млрд. рублей. 

Большая часть из всех расходов пришлась на обеспечение по случаям временной нетрудоспособности и в связи с материнством (‎524 млрд. рублей), тогда как на обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями – 88 млрд. рублей.

Превышение прогнозных показателей в части обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2016 году произошло, в основном, за счет увеличения расходов на пособия в связи с беременностью и родами, а также других пособий гражданам, имеющим детей.

В части обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходные обязательства выполнены на сумму, меньшую, чем было запланировано на 2016 год (на 3,6 %).

Расходы на поддержание аппаратов органов управления Фонда в 2016 году составили 22 564, 4 млн. рублей, что составляет 3,4 % в общем объеме расходов.

В структуре дефицита бюджета ФСС на обеспечение по случаям по временной нетрудоспособности и в связи с материнством приходится 55 млрд. рублей, тогда как по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний профицит составляет 7 млрд. рублей.

Итоги исполнения бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Общая сумма доходов ФОМС в 2016 году составила 1 657 млрд. рублей при общей сумме 1 590 млрд. рублей. При этом бюджет этого фонда выполнен с профицитом в размере 67 млрд. рублей. 

В сравнении с 2015 годом доходная часть бюджета ФОМС увеличилась на 5,3 % при сокращении расходной части на 3%.

Основным источником формирования доходов являются страховые взносы обязательное медицинское страхование (ОМС), доля которых в общем доходе Фонда составила в 2016 году 98 %. 

При этом объем страховых взносов на ОМС от работающего населения в сравнении с 2015 годом выполнен на 99 % в сравнении с прогнозом, а в сравнении с 2015 годом, объем таких поступлений увеличился на 8 %.  Что касается страховых взносов от неработающего населения, то в сравнении с 2015 годом их объем увеличился на 0,2 %, а соответствующий прогнозный показатель бюджета ФОМС в 2016 год выполнен на 100 %.

В расходах бюджета основную долю (91,7 %) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов.

Расходы на обеспечение деятельности фонда составили 561,6 млн. рублей, что оказалось значительно ниже прогнозной суммы.  

Отмеченные законопроекты об итогах работы государственных внебюджетных фондов были одобрены без замечаний со стороны членов РТК.

Проекты нормативных правовых актов, рассмотренных на заседании 

Без замечаний был рассмотрен законопроект, которым предлагается дополнить действующий закон о лицензировании отдельных видов деятельности положением, позволяющим включить требования, предусмотренные международными договорами РФ, в качестве лицензионных.

Цель данного проекта - имплементация положений Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве в действующее законодательство. В частности, предполагается, что для лицензиатов, имеющих лицензию на осуществление деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан России за её пределами, будут предъявляться требования данной Конвенции, установленные по отношению к агентствам по найму и трудоустройству моряков.

Также члены РТК рассмотрели вопрос о проекте постановления Правительства РФ, которым предполагает утверждение порядка проведения аттестации специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Данный проект был разработан Минтрансом России во исполнение требований Воздушного кодекса РФ о проведении обязательной аттестации в отношении всех категорий авиационного персонала. 

Этот проект уже был предметом рассмотрения на заседании РТК, и вызвал множество вопросов, в том числе у профсоюза диспетчеров. В результате проект был возвращен для доработки.

Однако в практически неизменной редакции вновь был представлен для рассмотрения в одну из рабочих групп Российской трехсторонней комиссии. В ходе заседания этой рабочей группы были озвучены следующие доводы в пользу отказа от продолжения работы над разработкой проекта.

Во-первых, в авиации уже существует достаточно эффективная система проверки квалификации к персоналу на стадии «допуска в профессию» и требований подтверждения квалификации. В этой связи если необходимо повышение качества проверки требований к квалификации персоналу, то необходимо вносить изменения в уже существующую систему.

Во-вторых, предлагаемый порядок проверки квалификации предполагает проведение проверки на основании трех документов: представление работодателя, служебная характеристика и отчет аттестуемого. В связи с чем, не ясно за счет чего будет выполняться цель введения данной процедуры – усиление контроля за выполнением требований к квалификации работников. Что может привести к формальности проведения данной процедуры. При этом такая процедура требует значительных организационных ресурсов.

В-третьих, предлагаемый порядок несет в себе риски субъективной оценки профессиональных качеств работников. 

В связи с чем, рабочая группа посчитала принятие проекта документа, а также норму Воздушного кодекса РФ, во исполнение которой проект был разработан, избыточным регулированием. 

По итогам состоявшего уже на заседании РТК обсуждения Минтранс России выразил согласие на разработку законопроекта, направленного на изменение соответствующей нормы Воздушного кодекса РФ.

На заседании РТК был рассмотрен и проект распоряжения Правительства РФ, которым был утвержден состав конкурсной комиссии по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения между ними и Пенсионным фондом России договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

Также был рассмотрен проект постановления Правительства РФ, которым предполагается внести изменения в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Данное Положение предполагается распространить на такую категорию застрахованных лиц, как осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание. Для этого, в действующее Положение вводится отдельный раздел, устанавливающий особенности предоставления средств реабилитации для данной категории застрахованных.  

Отдельное внимание собравшиеся уделили законопроекту, направленному на обеспечение проведения эксперимента по введению курортного сбора. Заявленная цель законопроекта - развитие курортной инфраструктуры на территориях Республики Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае.

Проведение такого эксперимента рассчитано на пятилетний период, по итогам которого планируется принять решение о его прекращении или распространении на всю территорию России.

Законопроектом предполагается, что субъекты, в которых  планируется проведение эксперимента, будут самостоятельно устанавливать такой курортный сбор и формировать за счет собранных средств целевой Фонд развития курортной инфраструктуры. Собранные в этом фонде средства предполагается направлять в бюджеты муниципальных образований, где требуется проведение мероприятий по сохранению, восстановлению, содержанию и созданию курортной инфраструктуры. При этом обязанность по сбору такого платежа будет возложена на лиц, осуществляющих деятельность в сфере предоставления услуг размещения и проживания (как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и, так называемых, «самозанятых» граждан»).

И сторона представителей работников, и сторона представителей работодателей отрицательно высказались в отношении законопроекта. При этом сторона представителей работников отметила, что введение курортного сбора в первую очередь, бьет по карманам простых граждан, перекладывая на них ответственность за поддержание инфраструктуры курортных городов.

В связи с тем, что законопроект о курортном сборе 4 мая уже внесен в Государственную Думу РФ, то и профсоюзы, и работодатели предложили Правительству РФ отозвать проект документа.

Кроме того, членами РТК был утвержден график подготовки проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на очередной период.

Работу над проектом планируется начать в июне, а завершить на заседании РТК в октябре текущего года. За это время проект будет как в рамках сводной рабочей группы по подготовке проекта, а отдельные его разделы будут прорабатываться в рамках семи действующих рабочих групп Российской трехсторонней комиссии.

Дополнительно членами РТК были обсуждены вопросы подготовки к организации детского отдыха в 2017 году, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (сокращенно - РТК) – трехсторонний орган социального партнёрства на федеральном уровне. Сформирована на паритетной основе, в её состав делегировано по 30 представителей от каждой стороны: общероссийских объединений профессиональных союзов; общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.

Одной из задач РТК является проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения. Каждая из сторон РТК вправе принять собственное решение по рассматриваемым вопросам.  

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте