27.07.17
Профсоюзы на РТК выступили против расширения заемного труда

На заседании Российской трехсторонней комиссии профсоюзная сторона выступила против законопроекта, предлагающего урегулировать возможность использования заёмного труда работников между двумя юридическими лицами, когда направляющей стороной не является частное агентство занятости (ЧАЗ). Слишком велик риск, что правом на использование заемного труда начнет пользоваться неограниченное число юридических лиц. Также профсоюзы высказались за введения прогрессивной шкалы налогообложения.

В минувшую пятницу на заседании Российской трехсторонней комиссии были рассмотрены несколько законопроектов, информация о направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также параметры бюджета на ближайшую трехлетку.

Острую дискуссию вызвали два законопроекта, которыми планируется урегулировать возможность использования заёмного труда работников между двумя юридическими лицами, когда направляющей стороной не является ЧАЗ. При этом первый проект представляет собой федеральный закон, определяющий особенности регулирования труда такой категории работников (далее – основной законопроект). Одновременно, этот законопроект определяет порядок и условия осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), в том числе расширяет круг юридических лиц, которые вправе использовать труд работников по такой схеме заемного труда, по сравнению с нормами закона о занятости населения. В связи с чем, второй законопроект (далее - законопроект-спутник) предполагает внесение соответствующих изменений в закон о занятости населения для того чтобы определить круг юридических лиц, которые вправе использовать заемный труд работников, не прибегая к услугам ЧАЗ, аналогичным первому законопроекту образом.

Данные проекты были разработаны Минэкономразвития России потому, что условия заёмного труда работников, когда в 2014 году вводилась соответствующая глава Трудового кодекса, были определены только для тех случаев, когда направляющей стороной выступает частное агентство занятости. Однако в этот раздел также была введена норма, предполагающая последующее определение федеральным законом особенностей труда заёмных работников, когда направляющей стороной выступает не ЧАЗ.

До вынесения законопроектов на заседание РТК их предыдущие редакции рассматривались в рабочих группах РТК в октябре 2016 года и в марте 2017 года. К данным законопроектам со стороны профсоюзов, в том числе от КТР направлялись замечания и предложения. Однако тексты проектов, предложенные к рассмотрению на заседании РТК, значительно ухудшены с точки зрения защиты прав направляемого работника по сравнению с предыдущими редакциями. 

В числе существенных недостатков проектов можно отметить несоответствие формы основного законопроекта концепции и требованиям Трудового кодекса РФ в части сложившегося подхода к правовому регулированию особенностей труда отдельных категорий работников. Так, Трудовой кодекс предполагает, что такие особенности должны определяться в специальном разделе этого кодекса. Однако разработчиками предполагается осуществить такое регулирование посредством самостоятельного федерального закона.

Кроме того, оба законопроекта определяют виды юридических лиц, которые могут использовать заёмный труд работников, направляемых от одного работодателя, не являющегося частным агентством занятости, к другому, таким образом, что круг таких юридических лиц является неопределенным. Так, в числе юридических лиц, которым предполагается предоставить право выступать в роли «работодателей», называются аффилированные друг с другом юридические лица, а также стороны корпоративного договора и их аффилированные лица. Кроме того, в качестве принимающей стороны обозначаются участники соглашений о разделе продукции, которые были созданы совместно с принимающей стороной, а также их аффилированные лица.

При этом такие понятия как «аффилированность», «корпоративный договор» и прочие свойственны антимонопольному законодательству, а также гражданскому законодательству, которые излагают их настолько широко, что предлагаемые законопроекты содержат в себе риск того, что воспользоваться правом на использование заемного труда может неограниченное число юридических лиц.

Данная проблема усугубляется тем, что законопроекты не регулируют вопрос о раскрытии информации, содержащейся в договоре о предоставлении труда работников (персонала). Что влечет невозможность проверить наличие условий для заключения между двумя «работодателями» договора о предоставлении труда работника, а именно: аффилированность, наличие корпоративного договора и проч.

Еще одним существенным недостатком проекта является отсутствие в нем каких-либо ограничений в отношении категорий работников, которые могут направляться по такой схеме заемного труда. При этом в законопроекте отсутствуют ограничения по цели, а также по сроку направления работника.

Также законопроект не регулирует разграничение прав и обязанностей работодателя, предусмотренных статьей 22 Трудового кодекса РФ, между работодателем, направляющим работника, и юридическим лицом, принимающим этого работника. Отсутствие такого регулирования создает ситуацию неопределенности для работников, поскольку не ясно, кто из двух «работодателей» должен выполнять те ли иные обязательства.

Кроме того, следует отметить, что законопроект не предполагает распространения на данный вид заёмного труда тех ограничений, которые установлены для ЧАЗов. Например, из закона о занятости не перенесены случаи запрета заемного труда для выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания.

В ходе заседания профсоюзной стороной также было отмечено, что на сегодняшний день у работодателя и без этих законопроектов широкий спектр возможностей решать бизнес-задачи через аутсорсинг, договоры подряда, командирование работников и др. Поэтому основной причиной разработки проектов является не невозможность привлечь труд работников, а стремление работодателей снизить издержки, в первую очередь, налоговые. Так, в предлагаемой схеме предоставляющая сторона не должна платить налог на прибыль, так как между двумя юридическими лицами-«работодателями» отсутствует возмездный договор о предоставлении услуг. В свою очередь, с прибыли от предоставления услуг по аутсорсингу, например, необходимо платить. Тем самым государство может быть лишено части налоговых поступлений.

Кроме того, на аргумент работодателей о том, что законопроект направлен на повышение инвестиционной привлекательности, была отмечена недопустимость ухудшения положения работников в погоне за инвестициями. 

В связи с чем, профсоюзная сторона не поддержала оба законопроекта.

Следующим рассматривался законопроект, которым предполагается внести изменения в федеральный закон о естественных монополиях и федеральный закон об электроэнергетике. Он корректирует порядок назначения на должность руководителя соответствующего органа в субъекте РФ в области государственного регулирования тарифов. Такое назначение предполагается согласовывать с федеральной антимонопольной службой (ФАС), для чего предстоит разработать соответствующий порядок.

К данному законопроекту у членов РТК не возникло замечаний, в связи с чем, он был поддержан.

Далее членами РТК обсуждался законопроект, который предполагает дополнение Трудового кодекса требованием о предоставлении миграционной карты при приеме на работу иностранного гражданина. Также законопроект вводит в федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в России запрет иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность без заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Для работодателя вводится запрет нанимать такого работника в отсутствие указанных документов, а также указания в миграционной карте работы в качестве цели въезда в Россию.

Предполагается, что такие изменения способствуют контролю за осуществлением трудовой деятельности граждан государств-членов Договора о Евразийском экономическом союзе, заключенного в 2014 году. В соответствии с положениями данного договора найм трудящихся государств-членов осуществляется без учета ограничений по защите национального рынка труда, что делает невозможным соответствующий контроль путем выдачи разрешительных документов о работе. Данный законопроект также был поддержан членами РТК. 

Следующие два законопроекта направлены на совершенствование существующего льготного режима, созданного для резидентов Калининградской особой экономической зоны. При этом один из законопроектов предполагает расширение налоговых льгот в части установления пониженного тарифа на страховые взносы. Предполагается, что такая льгота будет предоставляться ограниченный период времени и только в отношении вновь создаваемых рабочих мест резидента. Проект предполагает соответствующую компенсацию из федерального бюджета пониженных доходов фондов в связи со сниженным тарифом. Членами  РТК данные законопроекты были поддержаны.

Далее был рассмотрен законопроект, который предполагает внесение изменений в закон о занятости населения и направлен на введение механизма сопровождаемого содействия занятости нуждающихся в этом инвалидов.

Согласно законопроекту основанием для такого содействия являет получение органом службы занятости населения от учреждения медико-социальной экспертизы выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности, а также иной необходимой информации, в том числе о согласии инвалида на проведение с ним консультаций по содействию его занятости.

В отношении законопроекта был высказан ряд замечаний, в том числе чрезмерность требования, предъявляемого к работодателю, о разработке графика мероприятий по содействию занятости инвалидов. В результате принято решение согласиться в основном законопроектом при условии учета замечаний.

Следующим членами РТК рассмотрен законопроект, направленный на совершенствование проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания. Данный проект предполагает внесение изменений в сразу несколько законодательных актов. Изменения касаются таких вопросов как публичная отчетность о результатах независимой оценки качества оказания услуг организаций в субъекте, а также применение её результатов при оценке деятельности руководителей подведомственных организаций и др. Также проектом предлагается дополнительно установить обязательность независимой оценку качества оказания услуг для федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

Соответствующие нормы предлагается внести в отраслевые законы, регулирующие сферы культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования. При этом часть изменений согласно проекту вносится в нормативные акты, регулирующие основы местного самоуправления, а также деятельность общественных палат различного уровня. С данным проектом члены РТК согласились.

Также членами РТК был рассмотрен проект документа, разработанный Минфином России, отражающий основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года.

Данный документ, после утверждения Правительством РФ, планируется внести в Государственную Думу в сентябре текущего года вместе с проектом федерального бюджета. 

Документ суммирует итоги реализации бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики в 2015-2017 гг., определяет условия, цели и задачи реализации бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики. Также документ устанавливает основные параметры бюджетной системы.

Особенностью данного документа в текущем году является введение нового «бюджетного правила», предполагающего фиксацию в параметрах федерального бюджета определенную цену на нефть, при которой достигается баланс доходов и расходов. Если цена на нефть превышает эту фиксированную цифру, то «сверх» доходы идут в Резервный фонд, а если ниже, то средства из Резервного фонда тратятся на покрытие дефицита. Планируется установить стоимость цены на нефть, при которой федеральный бюджет будет балансироваться, в размере $ 40 за баррель в 2017 году. Данный размер предполагается ежегодно индексировать, начиная с 2018 года на 2 %.

В социальной части прогноза расходов федерального бюджета можно отметить ожидаемый рост расходов в отношении таких сфер как образование, социальная политика. Снижение расходов предполагается в отношении таких сфер как культура и кинематография, здравоохранение, физическая культура и спорт.

В ходе обсуждения данного документа профсоюзной стороной отмечалась необходимость введения прогрессивной шкалы налогообложения, что явилось бы дополнительным источником пополнения бюджета.

Также, как стороной профсоюзов, так и стороной работодателей не поддержано предлагаемое проектом бюджета использование остатков средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование дефицита бюджета фонда в части обязательного социального страхования на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (сокращенно - РТК) – трехсторонний орган социального партнёрства на федеральном уровне. Сформирована на паритетной основе, в её состав делегировано по 30 представителей от каждой стороны: общероссийских объединений профессиональных союзов; общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.

Одной из задач РТК является проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения. Каждая из сторон РТК вправе принять собственное решение по рассматриваемым вопросам.  


Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте