15.08.17
Какое общество построит российская молодежь?

Александр Нурик

12 августа во всем мире отмечался объявленный ООН Международный день молодежи. Этот день призван привлечь внимание к таким культурным и социальным вопросам, как гражданская активность, устойчивое развитие, безработица, бедность, миграция, связь поколений и так далее. Чувствуя на себе всю нестабильность и несправедливость социального устройства, молодые люди могут достаточно ярко представлять образ будущего и модели перемен. Ситуация в России не является исключением.

Keith Haring

Образ молодежи

Летом этого года большое внимание получила история ученицы из одного из южных регионов России, которая на школьном выпускном со сцены заявила, что ее одноклассница получила золотую медаль только благодаря маме-чиновнице. Видео с ее выступлением облетело российский сегмент интернета, стало предметом множества обсуждений, попало на страницы сетевых и печатных изданий, а также к удивлению многих стало причиной проверки Следственным комитетом правомерности выдачи медали.

Позже, когда скандал вокруг выпускного стал набирать обороты, девушка написала на своей странице в Instagram: «Честно говоря, я даже не знаю, где находится грань наглости у моей одноклассницы и ее матери, которая является руководителем управления образования района. Знаете, каково это, когда ты всю свою жизнь пашешь, учишься, не спишь ночами, потому что не имеешь права не ответить на любом уроке, а человек, который ни разу в течение года не ответил ни по одному уроку, стоит с тобой на одной сцене и получает с тобой точно такую же медаль за успехи в учении?»

Материалы в СМИ и социальных сетях о молодежи, ее ценностях и взглядах на жизнь вызывают интерес у читающей публики, экспертов и политиков. Обсуждаются споры учащихся с преподавателями о текущей российской политике или об оценках исторических событий. Обсуждается участие школьников и студентов в организованных оппозицией уличных акциях в Москве и регионах.

Кажется, от современной российской молодежи не ожидают, что она способна публично высказывать и проявлять свою гражданскую позицию. Согласно данным опросов близкого к властям Всероссийского центра изучения общественного мнения, среди качеств, присущих российской молодежи, респондентами были названы — законопослушность, общительность, активность, патриотизм, любовь к спорту, положительное отношение к российским властям и так далее.

Социальная реальность

«Наиболее часто в российской социологии нижняя возрастная граница молодежи определяется в промежутке 14—16 лет, а верхняя — 25—29 лет», — отмечает научный руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Галина Чередниченко.

Профессиональные исследователи разделяют молодежь по специфическим возрастным группам, каждая из которых сталкивается с характерной для нее социальной реальностью. Если молодежь в младшей группе (примерно, 15—19 лет), в основном, учится и еще редко работает, то в средней группе (примерно, 20—24 года) количество работающих составляет около половины. В старшей группе (примерно от 25 до 29 лет) большинство молодых людей уже заняты в экономике, а процент безработных здесь примерно такой же, как среди тридцати- и сорокалетних.

При этом, 25 лет назад ситуация была другой. Исследователи отмечают снижение доли работающих во всех возрастных группах молодежи на протяжении 1990—2010-х годов. В наибольшей степени это снижение касается молодежи в возрасте до 24 лет. Для младшей и средней групп молодежи одновременно отмечается увеличение доли получающих различное образование.

«Границы молодого возраста связаны с расчетами: когда человек может стать полноценным членом общества? Когда он способен социализироваться и выполнять функции, предписанные взрослому человеку? В ситуации кризиса, роста молодежной безработицы, мы видим, что раньше, чем к 30—35 годам, юноши и девушки в общей массе зрелыми полноценными членами общества стать не могут», — говорит глава Центра молодежных исследований Высшей школы экономики Елена Омельченко.

Молодежь в теории поколений

В последние годы среди российских исследователей стала достаточно популярной так называемая «Теория поколений». Эта теория характеризует поколения как совокупность всех людей, рожденных в определенный промежуток времени, составляющий примерно 20 лет, и имеющих общие элементы мировоззрения и ценностей, сформировавшихся под влиянием происходивших в период их взросления событий.

В контексте молодежи могут быть рассмотрены «поколение Y» (родившиеся примерно в 1983—2000 годах) и «поколение Z» (родившиеся примерно после 2000 года). Для каждого из них исследователи выделяют ряд характерных элементов мировоззрения и ценностей.

Для поколения Y, которые сегодня находятся в возрасте примерно от 17 до 34 лет, эксперты выделяют такие черты, как — уверенность в себе, стремление к разнообразию, стремление к самосовершенствованию, ориентация на немедленное вознаграждение своих усилий, чувство гражданского долга, стремление разграничить личную жизнь и трудовую деятельность и найти баланс между ними, умение работать в  команде, умение использовать современные технические средства.

Исследователи отмечают, что для молодых россиян поколения Y характерна частая смена работы, ориентация на гибкие графики, неполный рабочий день и возможность работать удаленно. Однако это может быть связано, прежде всего, с конъюнктурой российского рынка труда как 1990-х, так и 2000—2010-х годов, а именно — с отсутствием стабильных и достойных (с точки зрения условий и оплаты труда) рабочих мест.

«С середины XX века до 1980-х и даже, возможно, 1990-х годов карьера представлялась как нечто однонаправленное: человек, получив образование, приходит в организацию и с маленькой должности за 20—30 лет вырастает до большой. Это традиционная линейная карьера, которая сегодня все более проблематизируется. Во-первых, на рынке нестабильная ситуация, и у организации не всегда есть возможность предоставить работнику карьеру — от начала до конца. Во-вторых, сами люди меняют отношение к такой карьере: для многих она нежеланна», — отмечает эксперт Высшей школы экономики, социолог Яна Крупец.

Что касается поколения Z, то сегодня им менее 17 лет. Самые старшие из них только завершают  получение среднего образования, затем в подавляющем большинстве планируют поступать в вузы, после чего будут массово выходить на рынок труда. Однако уже сегодня эксперты выделяют ряд характерных черт этого поколения, среди которых называются — агрессивность, конфликтность, гиперактивность, виртуальная коммуникация, потребность в новизне, «клиповое мышление», инфантилизм.

Где работает молодежь?

Согласно исследованию 2014 года, почти 90% учащихся школ планировали продолжить обучение. В свою очередь, 73% из них стремились в дальнейшем поступить в вуз. Оставшиеся 23% рассматривали для себя получение профессионального образования. Последние обычно завершают школьное образование в 9 классе, после чего идут в колледжи, лицеи, техникумы. 

Социолог Яна Крупец отмечает, что согласно результатам опросов среди молодых петербуржцев в возрасте от 20 до 35 лет почти все из них отмечают, что работа для них значима. «Никто не говорил, что работа не важна. Многие говорили, что работа — это основная часть жизни, вокруг нее все вертится. То есть тезис о  том, что работа перестает быть важной, в нашем исследовании эмпирически не подтверждается», — указывает социолог.

По данным на середину 2010-х годов, наибольшее число молодых работников были заняты в сфере услуг (торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе, а также занимались различными ремонтными услугами), в промышленности и энергетике, в бюджетном секторе (здравоохранении и образовании), в секторе транспорта и связи.

Для представителей каждого поколения специалисты служб по персоналу в компаниях выделяют специфические мотиваторы занятости. Вместе с тем, они отмечают, что есть и универсальные позиции, к которым стремятся все работники, вне зависимости от поколенческих различий. К ним относятся, прежде всего — достойные условия труда и заработная плата, а также стабильность рабочего места и возможности карьерного роста.

В частности, руководитель отдела по персоналу одного из крупных российских коммерческих банков отмечает: «Конечно, существуют мотиваторы, универсальные для всех, — это так называемые гигиенические факторы (условия труда и зарплата), необходимый минимум для поддержания отношений с сотрудниками на стабильном уровне. Но если мы говорим о том, что вдохновляет сотрудников выдавать максимум, совершать подвиги — здесь мотивация должна выстраиваться с учетом смыслов и ценностей, а значит, учитывать особенности разных поколений».

Активность и патриотизм

Активность — одна из характеристик, которой наделяет себя современная российская молодежь. Под активностью в этом случае понимается, прежде всего, занятие различной общественно-полезной деятельностью — например, в школьных и студенческих организациях, экологических и волонтерских объединениях, в спортивных клубах и творческих кружках.

В основном, такие формы активности связаны с поддержкой со стороны государственных учреждений, и в значительной степени становятся частью патриотического контекста — большинство опрошенных молодых россиян заявляют о желании по окончании вуза остаться жить и работать в России, считая, что важно быть полезным в своем государстве. При этом, значительное количество молодых людей заявили, что хотели бы получить возможность жить за границей — получить дополнительное образование или устроиться там на работу.

«Когда во время интервью мы спрашивали у респондентов, что стоит за их патриотическими чувствами, нам повторяли расхожие вещи, стереотипы. Чувства могли не коррелировать с желанием остаться, служить в армии, с жертвенностью, которая сейчас часто приписывается молодежи. То есть сегодня можно говорить о патриотизме как об определенном способе присоединения к большинству. Это прагматический патриотизм. Он может быть выгодным коммерчески или статусно», — говорит Елена Омельченко.

Современная российская молодежь, выросшая в цифровую эпоху, в отличие от старших поколений в значительной степени получает информацию из интернета. Это, в принципе, дает возможности для получения более разнообразной и разносторонней информации. Одновременно с этим, молодежь активно пользуется в повседневной жизни технологиями, в подавляющем большинстве разработанными за рубежом — в США, Западной Европе, Восточной Азии.

Вместе с тем, по данным социологов, отношение российской молодежи к Западу не однозначно. Указывается, что половина опрошенных считает, что отношения могут быть дружескими, в то время как другая половина уверена — между Россией и Западом всегда будет «некоторое недоверие». При этом, заметно более критическое отношение к США. Исследователи отмечают, что антипатии молодых россиян ситуативны и меняются в зависимости от политической и медийной «повестки дня». «Объясняется это тем, что транслируемые медиа властные дискурсы воспроизводятся и в молодежной среде», — указывает социолог Алина Майборода.

Молодежная активность «снизу»

Одновременно исследователи отмечают появление «низовых» активистских молодежных групп (например, организация культурных мероприятий, велопробегов, борьба с рекламой проституции) и стремление молодежи включаться в не связанные с государством гражданские инициативы (например, волонтерские и благотворительные проекты, инициативы, связанные с организацией городского пространства и проблемами ЖКХ). Возникновение таких инициатив характерно, скорее, для Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других крупных городов.

Появляются яркие примеры борьбы молодых людей на своем рабочем месте — в защиту трудовых прав. За последние годы молодые работники играли ключевую роль в возникновении большого количества профсоюзных организаций в пищевом секторе, автопромышленности, секторе быстрого питания, образовании, здравоохранении, журналистке, а также в проведении резонансных забастовок и трудовых протестов в ряде секторов.

Внимание общественности и СМИ в разное время было обращено к забастовкам работников автопредприятий «Форд» во Всеволожске, «Фольксваген» и «Бентелер Аутомотив» в Калуге, работниц фабрики мороженого «Инмарко» в Омске, забастовкам и акциям протеста работников сетей быстрого питания в Москве, Воронеже и Ростове-на-Дону, акциям протеста медработников в Москве, Ижевске, Уфе и других городах. В этих протестах было отмечено заметное участие молодых работников, недовольных условиями и оплатой труда.

«Наблюдается мощный патриотический дискурс (школах, институтах), объясняющий многое для молодых людей. Молодежь выходит из своего ближайшего окружения и пытается вершить более сложные задачи общества. Это происходит, в том числе, за счет развития политического и критического мышления. Молодежь стала более рефлексивной», — отмечает эксперт Центра изучения гражданского общества и прав человека, социолог Карин Клеман.

Представление о будущем

По мнению социолога Елены Омельченко, посредством напрямую не связанных с политикой инициатив происходит вовлечение молодежи в политику. Это происходит на фоне крайне низкого доверия молодых людей к политическим партиям и государственным институтам. Одновременно происходит формирование новых связей в среде молодежи — «солидарностей», для формирования которых могут быть важны определенные ценностные ориентиры.

Проблемы безработицы, проявления социального неравенства и коррупции, насаждение в школах и вузах патриотического воспитания и традиционных ценностей вызывают недовольство среди молодых людей. По крайней мере, среди наиболее активной части молодежи. Современные средства коммуникации и социальные сети позволяют молодым людям публично высказывать свою позицию и критику, дискутировать со своими сверстниками и представителями других поколений — как из России, так и из других стран.

По данным Высшей школы экономики, большинство опрошенных студентов российских вузов считают, что государство должно обеспечивать социальное равенство и равенство доходов, гарантировать занятость и высокий уровень жизни, обеспечивать бесплатное образование и здравоохранение. При этом, такие взгляды озвучивают студенты как в столичных вузах, так и в отдаленных регионах страны.

Одновременно исследователи отмечают, что хотя большинство опрошенных студентов заявляют о необходимости преобразований в стране, лишь не многие из них готовы предпринимать активные действия для их осуществления. «Студенты ждут, что все произойдет само собой, без их вмешательства», — говорят эксперты.

Молодежь, — как учащаяся, так и работающая, — пока слабо участвует в обсуждениях путей развития и реформирования страны. Однако вовлечение в трудовую деятельность, приобретение жизненного опыта и опыта общественного участия постепенно может привести молодых людей к пониманию возможностей и механизмов собственного индивидуального и коллективного влияния на политические события.

Действующие и формирующиеся на наших глазах «низовые» гражданские институты становятся площадкой для формирования мировоззрения современных молодых людей и механизмов коллективного участия. От того, смогут ли эти созданные «снизу» институты выжить и развиться, сохранив свой демократический характер, будет зависеть развитие российского общества в течение последующих десятилетий.

Статья впервые опубликована в журнале «IPG — Международная политика и общество».

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте