06.03.18
Зарплаты «растут», а штаты тают. «Майские указы» шесть лет спустя

Перед выборами 2012 года была подписана серия из 11 указов, содержащие 218 поручений Правительству РФ, которые в периодической публицистике получили наименование «Майские указы». Они должны были превратить врачей и учителей в новый средний класс. Каков итог их выполнения? Сопредседатель профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал и оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова рассказали изданию «Провэд».

Средняя по больнице

– Я бы не стал говорить даже о формальном выполнении майских указов в части повышения зарплат медработников. Изначально предполагалось, что уже в 2017 году зарплаты врачей достигнут 200% от средней по региону, а среднего и младшего медперсонала – 100%. Но потом произошел ряд корректировок, которые позволили снизить планку для медработников. Например, решили, что средняя зарплата по региону должна учитывать не только работников организаций, но и работников, привлекаемых индивидуальными предпринимателями и физлицами. А уровень зарплат в этом сегменте ниже, рассказывает сопредседатель профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал.

Однако самая большая беда майских указов, по мнению Коновала, в том, что к заработкам конкретных медиков стали относится так же, как «средняя температура по больнице» – к состоянию конкретного пациента.

– Когда медики ставят резонный вопрос: «Почему наши зарплаты в два-три раза меньше, чем те, которыми отчитываются чиновники?» – им отвечают, что майские указы и дорожные карты устанавливают целевые показатели именно средних зарплат медработников по региону. Но они не имеют прямого отношения к зарплате отдельного работника. Его зарплата устанавливается трудовым договором и локальными нормативными актами, – объясняет собеседник.

Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова также отмечает, что показатели педагогов согласно майским указам – это одно, а их реальные зарплаты – совсем другое.

– Целевые показатели для учителей были: не менее средней зарплаты по экономике региона. В Москве планка была поставлена на уровне порядка 70 тысяч рублей в месяц, во многих регионах она порядка 20-ти тысяч. Эти цифры написаны на бумаге, но к реальности они если и приближаются, то, во-первых, за счет работы на полторы-две ставки, а во-вторых, за счет набора множества дополнительных обязанностей. Если смотреть по данным Росстата, средняя зарплата учителей по регионам колеблется в пределах от 16 тысяч рублей в бедных регионах вроде Дагестана до 80-ти в Москве или Якутии. По нашим оценкам, реальные зарплаты ниже процентов на двадцать, чем об этом отчитываются, а то повышение, которое есть, достигнуто за счет увеличения нагрузки, – поясняет Ольга Мирясова.

Негарантированное стимулирование

Как отдельно отмечают в профсоюзах, официально декларируемой целью было повышение социального статуса бюджетников. Однако в итоге все свелось к поощрению трудоголиков и лояльных.

– Средняя зарплата исчисляется в расчете не на ставку, а на физическое лицо, то есть с учетом всех возможных подработок внутри данного учреждения. В подавляющем большинстве случаев, работая на ставку, а не на полторы или две, даже теоретически нельзя достичь уровня майских указов. Врачи вынуждены перерабатывать, как в основное рабочее время, путем совмещения должностей и расширения зоны обслуживания, так и в дополнительное, – объясняет Андрей Коновал.

По его словам, при определении средней зарплаты медработников по региону учитываются и завышенные оклады сотрудников административного аппарата – обычно это приближенные к главврачам люди. Таким образом, первая проблема – это переработки, а вторая – несправедливое распределение фонда оплаты труда внутри учреждений, отмечает сопредседатель профсоюза медработников.

– В 2014-2015 годах действительно было определенное повышение, но потом это все начало останавливаться. Одна из самых больших проблем – новая система оплаты труда педагогов. Она предусматривает значительную часть финансирования в виде стимулирующих выплат. Это негарантированная часть зарплаты, которую можно как ввести, когда с бюджетом все нормально, так и снять. По сути, это премии, для начисления которых есть определенные критерии. Часто эти критерии – дурацкие. Например, успеваемость, которая от учителей зависит лишь косвенно, или ношение всеми детьми школьной формы. Каждая школа сама принимает эти положения. Во многих регионах стимулирующие выплаты стали урезать в 2016-2017 годах. Все это завязано на региональные и муниципальные бюджеты, которые дают деньги системе среднего и средне-профессионального образования. А у нас довольно много регионов-банкротов, таких как Курганская область, – говорит Ольга Мирясова.

Зарплаты «растут», а штаты тают

– Работа по выполнению майских указов отчасти привела к результатам, противоположным задуманным. В них говорилось о повышении престижа профессии, решении проблемы дефицита кадров, но в условиях недостаточного финансирования сферы здравоохранения работодатель оказался заинтересован в том, чтобы прежний, а иногда и больший, объем работы выполнялся меньшим числом сотрудников. Начались сокращения, как официальные, так и неформальные, когда вакантные ставки не заполняются, потому что это невыгодно. Не секрет, что бригады скорой помощи по всей стране не укомплектованы: в линейной бригаде выезжает один медработник вместо двух, в специализированных (например, реанимационных) – меньше трех. Участковые педиатры и терапевты могут работать на двух-трех участках. С младшим медперсоналом произошла настоящая катастрофа: санитарок увольняют сотнями тысяч каждый год, особенно много – в 2017-м. Их переводят в разряд уборщиков служебных помещений, потому что на уборщиков не распространяются указы президента, – рассказывает Андрей Коновал.

Сокращать учителей пока не позволяет демографическая ситуация. Школьного возраста достигло многочисленное поколение, рожденное в 2010-2013 годах. Зато упраздняют различные дополнительные специальности.

– Учитель информатики параллельно отвечает за обслуживание компьютеров, а параллельно у него два классных руководства. В результате педагог занят выше крыши, и ему некогда заниматься с отстающими. Во многих школах директора настаивают, чтобы педагоги набирали больше нагрузки. Иначе невозможно отчитаться о том, что в школе нормальные зарплаты, – отмечает Ольга Мирясова.

На основе материала «ПроВЭД»

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте