22.11.12
Рекомендации Административного совета МОТ российскому правительству

На сессии Административного совета Международной организации труда, прошедшей в Женеве с 1 по 16 ноября 2012 года, был утвержден Доклад Комитета по свободе объединения. В него включен доклад Комитета по свободе объединения с рекомендациями по делу № 2758 по жалобе, поданной Всероссийской конфедерацией труда и Конфедерацией труда России против Российской Федерации 20 января 2010 года. Полный текст рекомендаций Административного совета МОТ по жалобе читайте ниже.

МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ТРУДА
Административный Совет
316 сессия, Женева, 1—16 ноября 2012 года
GB. 316/INS/9/1

Девятый пункт повестки
Доклады Комитета по свободе объединения
365-ый Доклад Комитета по свободе объединения

Дело № 2758
Доклад, в котором Комитет просит информировать его о развитии ситуации

Жалоба против Правительства Российской Федерации, представленная:
— Всероссийской конфедерацией труда (ВКТ) и
— Конфедерацией труда России (КТР),
поддержанная:
— Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР),
— Международной конфедерацией профсоюзов (ITUC),
— Всемирным союзом пищевиков, работников сельского хозяйства и гостиниц (IUF),
— Международной федерацией металлистов (IMF),
— Международной федерацией транспортников (ITF).

C. Заключение Комитета

1396. Комитет отмечает, что в жалобе приведены примеры многочисленных нарушений профсоюзных прав, в том числе физическое нападение на профсоюзных лидеров, нарушение свободы мнений и слова, вмешательство органов власти в дела профсоюзов, отказ государственных органов в регистрации профсоюзов, дискриминация по признаку членства в профсоюзе, отсутствие эффективных механизмов защиты нарушенных прав, непредоставление представителям работников условий для работы, нарушение права на ведение коллективных переговоров, а также бездействие государственных органов в отношении этих нарушений. Комитет также отмечает, что в жалобе изложена подробная информация в подтверждение вышеуказанных утверждений, которые, по мнению КТР, относятся к системным вопросам, связанным с отсутствием эффективных механизмов защиты права на свободу объединения в стране. Комитет также отмечает, что Правительством РФ была предоставлена столь же подробная информация. В этой связи Комитет отмечает, что жалоба была изучена всеми соответствующими органами власти, и что поднятым в ней вопросам было уделено достаточное внимание.

1397. Комитет также отмечает, что по приглашению Правительства РФ в октябре 2011 г. страну посетила техническая миссия МОТ с целью обсуждения жалобы со всеми заинтересованными сторонами ввиду ее сложности и большого объема содержащейся в ней информации. Комитет обращает внимание на отчет миссии (см. приложение). Комитет особо отмечает, что как заявитель, так и Правительство РФ высказали удовлетворение проведенной миссией работой и ее результатом. Комитет также особо отмечает, что работа миссии завершилась трехсторонним обсуждением, а также то, что КТР и ФНПР было разработано совместное предложение по решению вопросов, поднятых в жалобе, которые все стороны согласились обсудить в рамках РТК. В связи с этим Комитет отмечает заинтересованность КТР во взаимодействии с Правительством РФ с целью достижения практических результатов на основе вышеупомянутого совместного предложения. Комитет отмечает, что, несмотря на то, что профсоюзная сторона еще не предоставила свое совместное предложение РТК, право сделать это имеет каждый из членов этого органа, в том числе со стороны Правительства РФ. Комитет ожидает, что предложение будет рассмотрено РТК безотлагательно  в целях скорейшего решения вопросов, поднятых в жалобе. Комитет просит Правительство РФ информировать его о развитии событий.

1398. Комитет отмечает, что совместное предложение касается законодательных мер, обучения, принятия руководства и пояснений к нему для решения поднятых в жалобе вопросов. Что касается мер законодательного характера, Комитет отмечает предоставленную Правительством РФ письменно и при личных встречах с участниками миссии информацию относительно принятых и предлагаемых мер законодательного характера, направленных на обеспечение соблюдения прав профсоюзов как на уровне законов, так и на практике. Комитет напоминает, что им уже были рассмотрены некоторые положения Трудового Кодекса в рамках дел № 2216 и 2251. Кроме того, Комитет отмечает содержащиеся в жалобе утверждения о неэффективности существующих механизмов защиты от дискриминации по признаку членства в профсоюзе и от вмешательства работодателей во внутренние дела профсоюзов, несмотря на существование в законодательстве формального запрета на такие действия. Комитет также отмечает содержащиеся в жалобе утверждения относительно практических сложностей с доказательством фактов дискриминации в связи с членством в профсоюзе, и относительно достаточно редких случаев применения штрафов к лицам, ответственным за указанные нарушения; Комитет также отмечает, что, согласно отчету миссии, эти утверждения соответствуют действительности. Комитет отмечает, что существующие в законодательстве РФ основные положения, запрещающие дискриминацию в связи с членством в профсоюзе, не являются действенными, если они не дополняются процедурами, гарантирующими эффективную защиту от такой дискриминации  [см. «Дайджест решений и принципов Комитета по свободе объединения», изд. 5 (дополненное), 2006, параграф 818]. Принимая во внимание, что законодательные вопросы данного дела также относятся к компетенции других компонентов надзорного механизма МОТ, Комитет, с учетом своих конкретных полномочий, просит Правительство РФ принять меры для приведения законодательства РФ в соответствие с принципами свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров, а также просит сообщать о развитии событий.

1399. Комитет с глубокой озабоченностью отмечает тот факт, что районный суд признал профсоюзные листовки экстремистскими материалами. Комитет отмечает ответ Правительства РФ, в котором подтверждается, что упомянутые в жалобе профсоюзные листовки действительно были включены в Федеральный список экстремистских материалов по решению суда, который постановил, что указанные профсоюзные материалы имели своей целью усиление социальной напряженности и разжигание вражды, утверждение исключительности и превосходства либо неполноценности граждан на основании их социальной принадлежности, и таким образом являлись экстремистскими. Комитет отмечает, что листовки содержали такие лозунги, как «Пусть за кризис платят те, кто его создал», «Против нестандартной занятости» и «Требуем вернуть “ночные”». Комитет считает, что включение листовок с такими или сходными лозунгами в список экстремистской литературы препятствует осуществлению профсоюзами права на высказывание своего мнения и является недопустимым ограничением профсоюзной деятельности и,  следовательно, серьезным нарушением права на свободу объединения. В этой связи Комитет напоминает, что право на выражение своего мнения, включая критику в адрес экономической и социальной политики органов власти, является неотъемлемым правом организаций, объединяющих работников. Комитет в связи с этим призывает Правительство РФ безотлагательно принять необходимые меры для удаления профсоюзных листовок из списка экстремистской литературы, и для предотвращения повторения подобных инцидентов. Комитет просит Правительство РФ информировать его о принимаемых мерах.

1400. Комитет также выражает глубокую озабоченность информацией о том, что г-н Урусов, председатель первичной профсоюзной организации «Профсвобода», был приговорен районным судом  к лишению свободы на 6 лет за свою профсоюзную деятельность. Он обвинялся в хранении наркотических веществ, причем сам осужденный утверждает, что эти вещества были подброшены ему во время задержания,  в ходе которого его избили и заставили подписать  признание в хранении наркотиков. Комитет отмечает, что, согласно данным, приведенным в жалобе, Верховный Суд Республики Саха отменил решение районного суда в связи с выявлением серьезных процедурных нарушений, допущенных в ходе процесса, и отправил дело на новое рассмотрение. Однако после нового рассмотрения решение суда осталось неизменным. Комитет также отмечает, что утверждение о преследовании профсоюзного активиста не было ни исследовано, ни рассмотрено судом. Комитет глубоко сожалеет о том, что Правительство РФ комментирует данное дело только информацией о принятии судебных решений. Комитет отмечает, что в ноябре 2011 Верховный Суд Республики Якутия отказал г-ну Урусову в условно-досрочном освобождении. Комитет напоминает о том, что в тех случаях, когда сторона, подавшая жалобу, утверждает, что профсоюзные лидеры или работники арестованы за свою профсоюзную деятельность, а ответы соответствующего правительства сводятся к отрицанию этих фактов или же к утверждению, что аресты проводились в связи с подрывной деятельностью, в целях обеспечения внутренней безопасности или в связи с преступлениями, Комитет всегда просит правительства соответствующих стран предоставить как можно более точную информацию по арестам, и  особенно по юридическим или судебным делам, начатым в связи с ними, а также по результатам рассмотрения таких дел (см. «Дайджест», там же, параграф 111). Таким образом, Комитет просит Правительство РФ сообщить, были ли утверждения о преследовании члена профсоюза расследованы соответствующими органами, и предоставить подробную информацию по проведенному расследованию, а также любую другую относящуюся к делу информацию, в том числе о  решениях, принятых по делу. Если утверждения о преследовании за профсоюзную деятельность не были исследованы, Комитет просит Правительство РФ безотлагательно провести независимое расследование этих утверждений, и если такое расследование выявит, что мотивом ареста г-на Урусова было преследование за профсоюзную деятельность, принять необходимые меры для его немедленного освобождения.

D. Рекомендации Комитета:

1401. В свете вышеуказанных заключений, Комитет обращается к Административному Совету с просьбой одобрить следующие рекомендации:

(a) Комитет надеется, что совместное предложение КТР — ФНПР будет безотлагательно обсуждено в РТК с целью разрешения вопросов, поднятых в этом деле. Он также просит Правительство информировать Комитет о развитии ситуации по этому вопросу.

(b) Учитывая, что законодательные аспекты данного дела являются предметом рассмотрения и в рамках других контрольных механизмов МОТ, с учётом своего мандата Комитет просит Правительство привести законодательство в соответствие с принципами свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров, и информировать Комитет о развитии ситуации по этому вопросу.

(c) Комитет настоятельно просит Правительство безотлагательно принять необходимые меры для исключения профсоюзных листовок из списка экстремистской литературы и гарантировать, чтобы подобное более не повторилось. Он просит Правительство информировать Комитет о развитии ситуации по этому вопросу.

(d) Комитет просит Правительство указать, было ли компетентными органами проведено надлежащее расследование утверждений преследовании за профсоюзную деятельность, предоставить подробности расследования этого дела, а также всю иную относящуюся к делу информацию, включая вынесенные судебные решения. Если утверждение о преследовании за профсоюзную деятельность не исследовано, Комитет просит Правительство безотлагательно провести независимое расследование по данному заявлению и, если это расследование покажет, что мотивом ареста г-на Урусова было преследование за профсоюзную деятельность, принять меры для его немедленного освобождения.

Материалы по теме:
Международная организация труда рекомендует освободить Валентина Урусова

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте