13.09.19
Профсоюз добился отмены запрета на работу авиадиспетчерами ВИЧ-инфицированных

Верховный суд Российской ФедерацииВо вторник, 10 сентября, Верховный суд (ВС) Российской Федерации полностью удовлетворил иск о признании недействующим пункта Федеральных авиационных правил (ФАП), в котором содержался запрет на работу по управлению воздушным движением для лиц с ВИЧ-инфекцией. 

Интересы административного истца представляли руководитель юридического отдела Федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД) России Олег Бабич и программный директор Центра социально-трудовых прав (ЦСТП) Юлия Островская.

«Иск подавал человек, который был лишен возможности заниматься работой авиадиспетчера и был переведен на должность, не связанную с управлением воздушным движением. К сожалению, это большая потеря и в заработной плате, и в статусе, и в карьере. Формально иск подавался от физического лица, но весь процесс готовился профсоюзом авиадиспетчеров», — рассказал Олег Бабич.

В административном иске, в частности указывалось, что нормативное положение о признании диспетчеров управления воздушным движением (УВД) негодными к работе только ввиду обнаружения факта ВИЧ-инфекции, без прохождения ими медицинского обследования, подтверждающего наличие объективных противопоказаний к работе, носит дискриминационный характер, снижает предусмотренные федеральным законодательством гарантии и нарушает право на труд.

Наличие же ВИЧ-инфекции само по себе не может являться безусловным основанием для признания диспетчеров УВД негодными к профессиональной деятельности при отсутствии у них иных объективных противопоказаний, связанных с состоянием здоровья.

«Теперь медики должны будут в отношении каждого конкретного работника оценивать реальное состояние его здоровья и возможность осуществлять профессиональную деятельность. До настоящего времени в случае установления ВИЧ-инфицирования был прямой запрет. Теперь само по себе вирусоносительство не является препятствием для работы, и врачи должны смотреть на какие-то побочные диагнозы. Учитывая, что современная медицина на месте не стоит, и мы знаем, что жизнь ВИЧ-инфицированных людей практически ничем не отличается от жизни не инфицированных и не препятствует нормальной жизнедеятельности, не должно быть таких ограничений, когда какие-то предрассудки выливаются в нормативно-правовые документы», — отметил Олег Бабич.

По словам Бабича, представители Минтранса вряд ли будут оспаривать вердикт Верховного суда и подавать апелляцию, но формально необходимо выдержать минимум месяц и дождаться вступления решения в силу.

«После этого у нас есть несколько путей. Либо на основании этого решения мы можем потребовать нового освидетельствования работника во врачебно-летной врачебной комиссии с учетом новых обстоятельств, либо, в случае отказа в суде общей юрисдикции, обжаловать решение врачебно-летной экспертной комиссии, на основании которого работник был списан», — рассказал юрист.

Нормативное регулирование в виде абсолютного запрета на профессиональную деятельность в качестве авиадиспетчера при наличии у работника ВИЧ-инфекции противоречит требованиям федерального законодательства, в частности, статьям 19, 37 Конституции РФ, статьям 2 и 3 Трудового кодекса РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции Международной организации труда №111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий».

Ранее, в 2011 и 2017 годах, аналогичные решения были приняты Верховным Судом Российской Федерации в отношении пилотов гражданской авиации, а также бортпроводников.

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте