15.05.20
Информация по итогам апрельского заседания РТК

rtk.jpg24 апреля 2020 очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений года в связи с неблагоприятной эпидемической обстановкой прошло в заочном режиме.

Большая часть повестки заседания посвящена рассмотрению уже принятых и планируемых к принятию нормативных актов, касающихся реализации комплекса ограничительных мероприятий по предупреждению распространения в РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Также членами РТК были рассмотрены проекты нормативных актов, касающиеся вопросов пенсионного обеспечения отельных категорий служащих правоохранительных органов; оплаты труда работников бюджетных отраслей.

1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 1 и 11 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»

Изменения предлагаются в части уточнения категорий лиц, в отношении которых действует Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

В частности, предлагается условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным законом, распространить на лиц, проходивших военную службу в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, и семьи этих лиц.

Члены РТК поддержали проект федерального закона.

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений».

Законопроектом предполагается дополнить статью 144 Трудового кодекса РФ полномочием Правительства РФ утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, включая установление (дифференциацию) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера. 

При реализации Правительством РФ данного полномочия необходимо определить также сферу деятельности учреждений, на которые распространяются утверждаемые требования, и срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с ними.

Разработка законопроекта вызвана существенными межрегиональными различиями условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных регионах. Во многих субъектах принятие решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично передано на уровень учреждений, в связи с чем, отмечается необоснованная дифференциация окладов в разных учреждениях одного региона.

В отношении законопроекта члены РТК со стороны профсоюзов и стороны работодателей высказали разные позиции.  

Сторона работодателей поддержала проект федерального закона в основном с учетом представленных предложений, предложив дополнить указанием на то, что требования к системам оплаты труда утверждаются Правительством РФ с учетом мнения РТК.

Сторона профсоюзов отметила, что считает концепцию законопроекта обоснованной, указав на необходимость решения следующих вопросов:

- установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп;
- внесение в Трудовой кодекс РФ положений, предусматривающих определение минимального размера оплаты труда, как минимального размера оплаты труда за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, в величину которого не включаются компенсационные, стимулирующие выплаты, что вытекает из правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г.  № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П.

3. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Законопроектом предлагается дополнить перечень вопросов, по которым Правительство РФ в 2020 году вправе принимать решения, таким как  установление особенностей регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Изменения предлагаются в статью 17 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Законопроект разработан Минтрудом РФ в инициативном порядке в целях повышения качества и оперативности правого регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в условиях реализации комплекса ограничительных мероприятий по предупреждению распространения в РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Минтрудом России отмечается наличие огромного числа ситуаций, которые зачастую не имеют корректного правого решения исходя из норм действующего трудового законодательства, при одновременном отсутствии возможности оперативного изменения трудового законодательства.

В отношении законопроекта позиции сторон разделились. 

Если сторона работодателей поддержала законопроект в основном, то  сторона профсоюзов с ним не согласилась. Одновременно представители работников отметили, что участие сторон социального партнерства не препятствует оперативному правовому регулированию трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а обеспечивает качественную проработку проектов нормативных правовых актов. 

Кроме того, со стороны профсоюзов обращено внимание на необходимость использования потенциала системы социального партнерства в ходе принятия на федеральном и региональном уровнях решений по противоэпидемическим мероприятиям, затрагивающим интересы работников и в целом сторон социального партнерства.

Ранее в отношении законопроекта направлены возражения Конфедерации труда России и Федерации профсоюзов работников морского транспорта, в которых указано, что наделение органов исполнительной власти подобными полномочиями подрывает сложившийся подход к регулированию трудовых отношений, а именно: особенности регулирования трудовых отношений являются предметом регулирования Трудового кодекса РФ. Также в письме отмечено, что возникающие на сегодняшний день в трудовых отношениях проблемы, в первую очередь, связаны с массовым нарушением прав работников, а не с наличием пробелов в регулировании в данной сфере. Подробнее: http://www.ktr.su/content/news/detail.php?ID=6844.

4. О постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Временных правил применения вахтового метода работы в условиях реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий по предупреждению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Проектом постановления предлагается утвердить Временные правила применения вахтового метода работы в условиях реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий по предупреждению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – Временные правила). 

Временные правила утверждаются в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, а также в целях принятия мер по обеспечению деятельности непрерывных производств, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям, а также обслуживающих их организаций.    

Предполагается, что Временные правила будут действовать до 31 декабря 2020 года.

Временные правила определяют требования при невозможности соблюдения срока продолжительности вахты, учётного периода, а также графика работы на вахте вследствие невозможности прибытия вахтового (сменного) персонала.

В частности, в числе прочих норм, проектом постановления вводится возможность продления вахты до 6 месяцев по сравнению с действующими требованиями Трудового кодекса РФ. 

Проект постановления был поддержан работодателями в основном. 

Профсоюзы проект документа не поддержали, указав, что особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, могут устанавливаться исключительно Трудовым кодексом РФ либо в случаях и порядке, им предусмотренных (статья 252 ТК РФ).

Также представителями работников отмечено, время простоя и вынужденного нахождения работников вне места работы в связи с проведением необходимых мер по предотвращению заражения коронавирусом, должно оплачиваться за каждый день не ниже дневной тарифной ставки, части оклада (должностного оклада) за день работы (дневной ставки) также как и работников, находящихся на временной изоляции (обсервации).

Ранее на проект также направлялись возражения от КТР, в которых было также указано на отсутствие у Правительства РФ полномочий на его принятие.

5. О постановлении Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год».

Принятым постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 346 на 2020 год устанавливается минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 12 130 рублей.
Постановление начало действовать с 30 марта 2020 г.

Члены РТК отметили, что постановление было принято без обсуждения в рамках РТК в нарушение статьи 35.1 Трудового кодекса РФ, а также пункта 60.5 Регламента Правительства РФ. 

Одновременно со стороны представителей работников было отмечено, что проведённое повышение не достаточно и что минимальный размер пособия по безработице не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за 2 квартал предыдущего года.

6. О постановлении Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее – Временные правила).

Регистрация в целях поиска подходящей работы осуществляется на основании заявления гражданина, представленного в электронной форме в центр занятости населения, независимо от места жительства в РФ, а также пребывания на территории РФ. Заявление в электронной форме заполняется в личном кабинете в информационной системе «Работа в России» либо в личном кабинете информационной системы «Госуслуги». В этом же личном кабинете граждане уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.

Принятое постановление действует до 31 декабря 2020 г.

Члены РТК поддержали принятое постановление, одновременно отметив, что постановление было принято без обсуждения в рамках РТК в нарушение статьи 35.1 Трудового кодекса РФ, а также пункта 60.5 Регламента Правительства РФ. 

7. О постановлении Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 485 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346 и приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 485 вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год», а также приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В части размера пособий по безработице устанавливается пособие по безработице в сумме 12130 рублей гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 года (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия). Также устанавливается, что данной категории предоставляются выплаты на каждого несовершеннолетнего ребенка в размере 3000 рублей в месяц.

Члены РТК отметили, что постановление было принято без обсуждения в рамках РТК в нарушение статьи 35.1 Трудового кодекса РФ, а также пункта 60.5 Регламента Правительства РФ.

Кроме того, со стороны профсоюзов было дополнительно предложено:

- продлить выплату пособия по безработице в размере 12130 рублей до конца 2020 года;
- распространить выплату пособия по безработице в размере 12130 рублей на всех безработных граждан, независимо от даты признания их безработными;
- внести изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» в части установления повышенного размера пособия по безработице всем гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и имеющим детей в возрасте до 18 лет, пропорционально количеству таких детей.

Ранее Конфедерацией труда России и Федерацией профсоюзов работников морского транспорта в отношении принятого постановления направлялось обращение в адрес Правительства РФ, в котором отмечена необходимость привести данное постановление в части установления пособия по безработице в соответствие с поручением Президента Российской Федерации от 15 апреля 2020 года.

По сравнению с поручением Президента РФ, появляется дополнительное условие для получения пособия - увольнение, начиная с 1 марта. Тем самым принятое постановление распространяет меры господдержки лишь на отрасли, в которых распространены трудовые договоры, но которые мало затронуты увольнениями. При этом исключается поддержка сфер, которые наиболее пострадали от ограничительных мероприятий (строительство, торговля, сфера услуг), поскольку в них преобладает неофициальная занятость. Подробнее: http://www.ktr.su/content/news/detail.php?ID=6829

8. О постановлении Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 486 «Об утверждении Временных правил представления работодателями информации о ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 486 утверждены Временные правила представления работодателями информации о ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее – Временные правила). 

Временные правила будут применяться до 31 декабря 2020 г. 

В информационной системе «Работа в России» работодателями будет размещаться информация о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости (далее - информация о высвобождении). Для этого работодателям необходимо пройти процедуру регистрации.

Члены РТК приняли информацию о проекте к сведению и отметили, что постановление было принято без обсуждения в рамках РТК в нарушение статьи 35.1 Трудового кодекса РФ, а также пункта 60.5 Регламента Правительства РФ.

Также членами РТК утверждены состав межведомственной рабочей группы по подготовке Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год и состав сводной рабочей группы РТК по подготовке проекта Генерального соглашения на очередной период.

В состав рабочей группы по подготовке проекта Генерального соглашения со стороны профсоюзов вошел Президент КТР - Б.Е. Кравченко.

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте