04.08.20
Информация по итогам РТК 23.07.2020

rtk.jpg23 июля в режиме видео-конференции состоялось очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).  Основная дискуссия была посвящена законопроекту, направленному на регулирование дистанционной и удаленной работы. Также в ходе заседания обсуждались проекты, регулирующие вопросы обязательного медицинского освидетельствования в отношении беженцев, требования к водителям пассажирского транспорта и другие вопросы.

Далее информация в отношении рассмотренных проектов нормативных актов.
   
1. Информация о ходе работы над проектом федерального закона № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы»

Проект федерального закона № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы» (далее – законопроект) внесен в Государственную Думу ФС РФ группой депутатов (карточка законопроекта доступна на сайте Государственной Думы РФ).

Законопроектом предлагается внести изменения в главу 49.1 Трудового кодекса РФ, которая регулирует дистанционную работу. 
В частности, в данную главу вводятся два новых понятия «временная дистанционная (удалённая) работа» и «комбинированная дистанционная (удалённая) работа». Отличие между двумя понятиями в том, что «комбинированная» предполагает сочетание работы на стационарном рабочем месте и дистанционной (удалённой) работы. «Временная дистанционная работа» не предполагает выполнения работы на стационарном рабочем месте.

Глава 49.1 ТК РФ дополняется новым требованием об установлении между работником и работодателем порядка взаимодействия, который должен предусматривать конкретное время выполнения дистанционным работником трудовой функции в пределах рабочего времени, установленного трудовым договором о дистанционной работе.

Законопроект устанавливает основания для установления режима временной дистанционной работы, в их числе - соглашение сторон; производственная необходимость; любые исключительные  случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Введение такого режима осуществляется на основании трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору, если  трудовой договор заключен. Устанавливаются требования, которые нужно внести в трудовой договор и дополнительное соглашение к нему. 

Одновременно вводится возможность упрощенного порядка введения режима временной дистанционной (удалённой) работы путём издания локального нормативного акта. В упрощенном порядке дополнительное соглашение не требуется, способы взаимодействия устанавливаются в локальных нормативных актах, с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Устанавливаются категории, которые в приоритетном порядке переводятся временную удалённую работу.

Законопроект также содержит норму, направленную на регулирование вопросов взаимодействия работодателя и работника в период отдыха. Такое время включается в рабочее время. При этом устанавливаются случаи взаимодействия работодателя с работником в период времени отдыха работника, без его предварительного письменного согласия.

В отношении комбинированной дистанционной работы предлагается применять правила для установления временной дистанционной работы. 

Кроме того, законопроектом упрощаются требования к обмену электронными документами. Так,  исключается требование об использовании при обмене электронными документами, усиленных квалифицированных электронных подписей дистанционного работника или лица, поступающего на дистанционную работу. Вместо этого разработчиками предлагается использовать любые способы, позволяющие достоверно определить лицо, отправившее сообщение, и указанные в локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, или трудовом договоре о дистанционной работе.

Законопроект также предполагает внесение оговорку, что к труду надомников (глава 49 ТК РФ) по соглашению сторон трудового договора могут применяться положения главы 49.1 ТК РФ о дистанционной работе.

Конфедерацией труда России и Федерацией профсоюзов работников морского транспорта к законопроекту были направлены замечания и предложения. 

В числе направленных замечаний и предложений организаций  можно отметить следующие. 

Законопроектом предусматривается взаимодействие дистанционного работника или лица, поступающего на работу, путем обмена электронными документами с использованием любых способов, позволяющих достоверно определить лицо, отправившее сообщение. Однако законопроектом не уточняются способы, которые позволят достоверно определить лицо, отправившее сообщение, что может привести к спорным ситуациям.

Одновременно во избежание возможных споров в связи с вводимым законопроектом упрощенным способом обмена электронными документами без электронных подписей предложено дополнить законопроект формулировкой, устанавливающей презумпцию достоверности предоставляемых работником сведений и информации в связи с работой, если не доказано обратное.

Предложено исключить из определений «временная дистанционная (удалённая) работа» и «комбинированная дистанционной (удалённая) работа», а также по тексту законопроекта, где данные понятия используются, указание на то, что они являются «режимом работы».

Данное предложение вызвано тем, что же имеющееся в ТК РФ понятие «дистанционная (удаленная) работа» не названо как «режим работы». Два вводимых термина отличаются только своим срочным характером применения. Кроме того, в Трудовом кодексе РФ отсутствует понятие «режим работы». Вместо него используется термин «режим рабочего времени», вопросы регулирования которого установлены главой 16 Трудового кодекса РФ. Основной вопрос, который характеризует режим рабочего времени – когда и сколько работает работник. В данном случае «временная дистанционная (удалённая) работа» и «комбинированная дистанционной (удалённая) работа» выходят за пределы данного вопроса.

Предложено ограничить взаимодействие работодателя с работником в период времени отдыха работника закрытым перечнем случаев, как это сделано для привлечения к сверхурочной работе и привлечения к работе в выходные нерабочие праздничные дни (статьи 99 и 113 ТК РФ).

Формулировки законопроекта, позволяющие взаимодействие работодателя с работником в период времени отдыха работника допускается с его предварительного письменного согласия без ограниченного перечня таких случаев, создаёт риск злоупотреблений со стороны работодателя.

В отношении оговорки о применимости главы 49.1 Трудового кодекса РФ к трудовым отношениям с надомниками по соглашению сторон предложено определить, какие конкретно нормы из главы о дистанционном труде могут применяться к труду надомников с учётом особенностей их труда либо вообще отказаться от предлагаемой в законопроекте оговорки, поскольку дистанционный труд и надомный труд не идентичны.

Кроме того, замечания касаются используемых в законопроекте терминов в части описания прав и обязанностей работодателя и работника, режима рабочего времени, условий трудового договора. В связи с чем, предложено уточнение терминологии.

В ходе предварительного обсуждения законопроекта на заседании рабочей группы РТК по развитию социального партнерства и координации действий сторон Соглашения также было озвучено значительное число замечаний к законопроекту. На значительную часть из которых представителем от Государственной Думы РФ был ответ о необходимости проработать тот или иной вопрос ко второму чтению.

По итогам обсуждения законопроекта членами РТК принято решение продолжить  работу по доработке проекта федерального закона ко второму чтению в Государственной Думе РФ в рамках рабочей группы Государственной Думы с участием сторон социального партнерства; проект федерального закона в редакции, подготовленной к рассмотрению ко второму чтению в Государственной Думе РФ, рассмотреть в рамках Российской трехсторонней комиссии.

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах» в части совершенствования обязательного медицинского освидетельствования»

Законопроектом предполагается в Федеральном законе от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» уточнить формулировки, связанные с предоставлением медицинской помощи беженцам, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В частности, предполагается исключить упоминание лекарственной помощи.      
Законопроектом также предполагается дополнить и уточнить полномочия отдельных ведомств в данной сфере. Так, предполагается ввести в Закон «О беженцах» правовые основания для издания порядка прохождения медицинского освидетельствования и его объем, а также необходимые соответствующие документы. Полномочиями по утверждению такого порядка наделяется Минздрав России.

МВД России наделяется правом на выдачу свидетельства лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование.  

Роспотребнадзор наделяется полномочиями по вопросам здравоохранения в части санитарно-эпидемиологического надзора в местах временного содержания или центрах временного размещения беженцев.

Члены РТК в основном согласились с проектом федерального закона.

3. О проектах федеральных законов «О внесении изменения в главу Трудового кодекса Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда при осуществлении деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами» и «Об особенностях допуска отдельных категорий лиц к осуществлению деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, и о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – законопроекты № 1 и № 2)

Законопроекты направлены на установление запрета на осуществление лицами, имеющими непогашенную или неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, деятельности по управлению транспортными средствами, используемыми для пассажирских перевозок в городском транспорте и такси. 

Законопроектом № 1 предлагается дополнить Трудовой кодекс РФ новой статьёй 328.1, устанавливающей ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Данной статьёй предлагается дополнить главу 51 Трудового кодекса РФ «Особенности регулирования труда работников транспорта». 

Запрет  устанавливается на управление транспортными средствами при перевозке пассажиров легковыми такси, автобусами и троллейбусами и трамваями для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость, в случаях, установленных иными федеральными законами.

Такие случаи предлагается установить законопроектом № 2  в качестве особенности допуска отдельных категорий лиц к осуществлению деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. 

В качестве условий для запрета предлагается установить неснятую или непогашенную судимость за преступления, предусмотренные статьями 105, 111, 131 и 132 УК РФ (в случае, если указанные преступления признаны тяжкими или особо тяжкими), статьями 205, 205.4 и 205.5 УК РФ.  

Также законопроектом № 2 устанавливается запрет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям допускать к управлению транспортными средствами, принадлежащими им на законном основании, при перевозках пассажиров лиц, имеющих судимость за совершение указанных преступлений.

Члены РТК согласились в основном с проектами федеральных законов при условии учёта замечаний и предложений сторон Комиссии. Для этого координаторам сторон Комиссии от профсоюзов и от работодателей предложено направить свои замечания и предложения к проектам федеральных законов в секретариат РТК; Секретариату РТК поручено направить указанные замечания и предложения сторон Комиссии в Минтранс России для рассмотрения; Минтрансу России предложено проработать указанные предложения и проинформировать Стороны Комиссии и секретариат Комиссии.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (в части систематизации обязательных требований в сфере специальной оценки условий труда)

Законопроектом предлагается установить бессрочное действие декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларация соответствия) при условии сохранения условий и организации труда на данном рабочем месте.

На сегодняшний день Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» требует проведения СОУТ каждые пять лет. 
Члены РТК согласились с проектом федерального закона.

5. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу»

Проектом предлагается внести изменения в Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу (далее – Правила подготовки предложений по иностранным работникам), утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.09.2013 № 800.

В частности, предлагается исключить требование к субъектам, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, о согласовании предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников с Министерством по делам Северного Кавказа. 

В результате останется только требование о согласовании таких предложений в отношении субъектов, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа с Минвостокразвития России. 

Проект разработан в связи с упразднением Министерства по делам Северного Кавказа (пункт 2 Указа Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти).

Члены РТК согласились с проектом постановления.

Также в ходе заседания РТК профсоюзной стороной был поднят об Общенациональном плане действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики  и отмечена необходимость его рассмотрения на заседаниях рабочей группы и Российской трехсторонней комиссии.

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте