10.08.21
В РТК рассмотрели бюджеты ПФР, ФСС и ФОМС

gov.jpg25 июня  состоялось очередное заседание РТК. В повестке заседания фигурировали нормативные акты, касающиеся таких вопросов как: основные характеристики бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов; порядок привлечения высококвалифицированных специалистов для работы на территории России; отношения, связанные с переходом российских спортсменов в иностранные профессиональные спортивные организации, перенос выходных дней в 2022 году, а также ряд других вопросов. Заседание прошло в формате видеоконференции.

1. Проект основных характеристик бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Доходы бюджета ПФР на 2022 год планируются в сумме 9 830,5 млрд. руб., на плановый период 2023 и 2024 годов составят соответственно: 10 373,8 и 10 930,1 млрд. рублей.

Расходы бюджета ПФР на 2022 год определены в размере 9 956,4 млрд. руб., на плановый период 2023 и 2024 годов составят соответственно: 10 352,1 и 10 908,5 млрд. рублей.

Таким образом, бюджет ПФР планируется дефицитным в 2022 году, далее – профицитный.

Дефицит будет обеспечиваться за счёт привлечения  остатков средств  бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2021 года.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР, предусмотрены на 2022 год в объёме 3 637,9 млрд. руб., на плановый период 2023 и 2024 годов в объёме 3 757,6 млрд. руб. и 3 865,0 млрд. руб. соответственно.
В части расходов на выплату страховых пенсий средства федерального бюджета предусмотрены в общем объёме на 2022 год – 1 979,8 млрд. руб., на 2023 год – 1 945,1 млрд. руб. и на 2024 год – 1 913,8 млрд. руб.

В рамках бюджета закладывается индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней в 2022 году на 5,9%, на 2023 г. – 5,6%, в 2024 г. – 5,5%. Индексация социальной пенсии планируется в 2022 году в размере 7,7%, в 2023 г. – 0,3%, в 2024 г. – 9,0%.

Среднегодовая численность получателей страховых пенсий, принятая при определении объёма расходов, составила в 2022 году – 39,57 млн. чел.; в 2023 году – 38,93 млн. чел.; в 2024 году – 38,86 млн. человек.

Члены РТК в основном поддержали проект основных характеристик бюджета ПФР. Одновременно, сторона профсоюзов и сторона работодателей предложили Минтруду России, Минфину России, Минэкономразвития России совместно с социальными партнёрами и с учётом социально – экономических условий в среднесрочном и долгосрочном периоде рассмотреть вопрос о ежегодном увеличении пенсионного обеспечения, в том числе работающих пенсионеров, с проведением аналитической оценки.

2. Проект основных характеристик бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Доходы бюджета ФСС на 2022 год определены в сумме 970, 31 млрд. руб., на плановый период 2023 и 2024 годов составят соответственно: 1 042,15 и 1 115, 53 млрд. рублей.

Расходы бюджета ФСС на 2022 год определены в размере 929,67 млрд. руб., на плановый период 2023 и 2024 годов составят соответственно: 994, 83 и 1 060,3 млрд. рублей.

Таким образом, бюджет ФСС планируется профицитным в 2022 году, и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Бюджет ФСС в части обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством  в 2022 – 2024 гг. сбалансирован с учётом трансфертов из федерального бюджета бюджету ФСС на обеспечение его сбалансированности в объёме 3,51 млрд. рублей в 2022 году, 10,76 млрд. рублей – в 2023 году, 14,72 млрд. рублей в 2024 году. 

Бюджет ФСС в части обязательного страхования от несчастных случаев на производстве планируется профицитным.
Члены РТК в основном поддержали проект бюджета ФСС. 

3. Проект основных характеристик бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Общий объем доходов бюджета Федерального фонда обязательного медициснкого страхования (ФОМС) прогнозируется на 2022 год в сумме 2 749,3 млрд. рублей, на 2023 год - 2 900,8 млрд. рублей, на 2024 год – 3 060,5 млрд. рублей.

Оценка расходов бюджета ФОМС произведена с учётом планируемых доходов на 2022-2024 годы и прогнозируется на 2022 год в размере 2 806,3 млрд. рублей, на 2023 год – 2 949,3 млрд. рублей, на 2024 год – 3 105,2 млрд. рублей.

Остатки средств бюджета Федерального фонда на 1 января 2022 года прогнозируются в размере 53,3 млрд. рублей, однако они не обеспечивают сбалансированность бюджета ФОМС на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Размер дефицита бюджета ФОМС, не обеспеченный собственными источниками финансирования, прогнозируется на 2022 год в сумме 3,7 млрд. рублей, на 2023 год – 48,4 млрд. рублей, на 2024 год – 44,8 млрд. рублей. Отмечена необходимость покрытия данных сумм за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Прогноз зачисляемых в бюджет Федерального фонда страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения оценивается на 2022 год в сумме 1 592,9 млрд. рублей, на 2023 год – 1 702,2 млрд. рублей, на 2024 год – 1 818,3 млрд. рублей.

Общий размер поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2022 год прогнозируется в размере 806,8 млрд. рублей с учётом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг 1,244, на 2023 год – 839,2 млрд. рублей (коэффициент удорожания – 1,294), на 2024 год – 873,0 млрд. рублей (коэффициент удорожания – 1,346). 

Коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг на каждый год рассчитан с учётом увеличения на индекс потребительских цен к предыдущему году – по 4% ежегодно.

В материалах также сообщается, что расчёт показателей произведён исходя из численности граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, по состоянию на 1 января 2021 года в количестве 145 065,5 тыс. человек, в том числе работающего населения – 63 794,3 тыс. человек, неработающего населения – 81 271, 2 тыс. человек. По сравнению с 1 января 2020 года общая численность уменьшилась на 418,1 тыс. человек, в том числе работающего населения – на 1 260,8 тыс. человек, неработающего населения увеличилась – на 842,7 тыс. человек.

4. Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства о привлечении трудовой деятельности иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов (далее - ВКС) и закрепления в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих компетенции, востребованные российской экономикой.

Законопроект предполагает ряд изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

В частности, предлагается предоставить право получения бессрочного вида на жительства для ВКС и членам их семей (без привязки к периоду осуществления трудовой деятельности) в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории РФ в качестве ВКС не менее трёх лет и осуществления работодателем начисления и уплаты НДФЛ в отношении ВКС в этот период.

Также предлагается увеличить минимальный порог ежемесячной заработной платы (вознаграждения) как критерия для получения статуса ВКС с 167 тыс. рублей до 250 тыс. рублей.

Законопроектом уточняются отдельные требования, связанные с предоставлением документов, связанных с  трудоустройством ВКС.  В частности, предлагается введение обязанности ВКС при получении разрешения на работу либо для продления его срока действия предоставлять документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. 

Кроме того, предполагается введение дополнительного основания по установлению работодателям запрета на привлечение ВКС в течение 2-х лет - непредставление либо представление в налоговые органы по истечении шести месяцев поддельных или подложных сведений о суммах НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом в отношении ВКС.

5. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2022 год»

Проектом постановления предлагается установить с 1 января 2022 года величину прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения 11 950 рублей, для трудоспособного населения – 13 026 рублей, пенсионеров – 10 277 рублей, детей – 11 592 рубля.

Проект постановления подготовлен во исполнение пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее – ФЗ о МП), в соответствии с которым величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учётом мнения РТК и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
В пояснительной записке к проекту постановления сообщается, что предложенная в проекте постановления величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения составила долю 44, 2 % от медианного дохода, который за 2020 год составил 27 036 рублей по данным Росстата.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ о ПМ соотношение величины ПМ для трудоспособного населения с величиной ПМ на душу населения в целом по РФ составляет 109 %, для пенсионеров – 86 %, для детей – 97%. Исходя из тих соотношений в проекте постановления определены размеры величин ПМ для соответствующих групп населения.

На 2021 год величины прожиточного минимума установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2406 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 год» в следующем размере: величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения 11 653 рубля; для трудоспособного населения – 12 702 рубля; пенсионеров – 10 022 рубля; детей – 11 303 рубля.

6. Проект федерального закона «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2022 год»

Проект федерального закона «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2022 год» (далее – законопроект) подготовлен Минтрудом России.

Законопроектом предлагается установить ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчёта её размера, на 2022 год продолжительностью 264 месяца.

Тем самым ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, будет совпадать со значением, установленным на 2021 год.
Законопроект разработан в целях реализации статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии». В соответствии с частью 1 данной статьи с 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте соответственно 60 и 55 лет в соответствии с методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утверждаемой Правительством РФ.

7. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Законопроект направлен на введение в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – ФЗ о спорте) правового регулирования переходов российских спортсменов в зарубежные спортивные организации.

Предлагается дополнить ФЗ о спорте положениями, устанавливающими обязанность спортсмена, не достигшего 23 лет, компенсировать российской организации (организациям), осуществившей (осуществившим) его спортивную подготовку в размере расходов на его спортивную подготовку в случае, если такой спортсмен зарегистрирован (заявлен) иностранным спортивным клубом или иной иностранной спортивной организацией для участия в иностранных (международных) профессиональных спортивных соревнованиях.

Порядок расчёта такой компенсации по виду спорта будет разрабатываться соответствующей спортивной федерацией и утверждаться Минспортом России.

Также законопроектом предполагается определить случаи освобождения спортсмена от вводимой ответственности.

8. Проекты федеральных законов «О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации в целях установления ограничений на осуществление трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость» (далее - Законопроект № 1) и «Об особенностях допуска отдельных категорий лиц к осуществлению деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, и о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Законопроект № 2).

Законопроекты направлены на введение запрета на осуществление лицами, имеющими непогашенную или не снятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, деятельности по управлению транспортными средствами, используемыми для пассажирских перевозок в городском транспорте и такси.

Для этого Законопроектом № 1 предлагается дополнить главу 51 ТК РФ новой статьёй 328.1 «Ограничения на осуществление трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

В соответствии с вводимой статьёй к трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами при перевозке пассажиров легковым такси, автобусами, троллейбусами, трамваями, не допускаются лица, имеющие непогашенную или не снятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Законопроектом № 2 предлагается определить виды преступлений, в связи с совершением которых вводится запрет на осуществление трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, а именно: статьи 105, 111, 117, 131, 132, 205, 205.4 и 205.5 УК РФ, а также аналогичные преступления, предусмотренные законодательством иностранных государств – членов ЕАЭС.

Одновременно, требование о недопуске соответствующих граждан к управлению транспортными средствами (легковыми такси, автобусами, троллейбусами и трамваями) вводится в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих транспортным средством на праве собственности или ином законном основании.

Запрет на управление транспортными средствами (легковыми такси, автобусами, троллейбусами и трамваями) вводится для индивидуальных предпринимателей.

Законопроектом № 2 также устанавливается обязанность предоставления информации работодателю о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а для индивидуальных предпринимателей, планирующих осуществлять деятельность в сфере пассажирских перевозок – в налоговые органы. В отношении ранее зарегистрированных в качестве ИП лиц, осуществляющих пассажирские перевозки, будут направлены межведомственные запросы.

9. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, о признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР» и проект указа Президента Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»

Проектом постановления предлагается утвердить Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях (далее – Перечень).

Согласно пояснительной записке проект постановления подготовлен в целях устранения множественности нормативных правовых актов о льготах для лиц, работающих в районах КС и приравненных местностях и предусматривает актуализацию перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (далее – районы КС и приравненные местности), в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях.
 
Проект постановления подготовлен в рамках действующих границ территорий, относящихся к районам КС и приравненных ним местностей.

Одновременно планируется признать утратившими силу некоторые акты Правительства Российской Федерации (список состоит из 12 актов), о признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР (список состоит из 4 актов).

Кроме того, подготовлен проект указа Президента РФ об отмене отдельных актов о льготах для лиц, работающих в районах КС и приравненных местностях. В связи с тем, что регулирование  осуществлялось, в том числе указаниями Президента РФ. 

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2021 г. № 915 «О внесении изменения в Правила предоставления субсидии Фондом социального страхования Российской Федерации в 2021 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 362»
Постановлением внесены изменения в Правила предоставления субсидий ФСС в 2021 году из бюджета ФСС юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан, утверждённые постановлением Правительства РФ от 13.03.2021 № 362 (далее – Правила).

В данных Правилах дополнены категории безработных, в отношении трудоустройства которых Правилами предусмотрена субсидия, категорией граждан, зарегистрированных в качестве безработных и завершивших в 2020 году обучение по основным образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования.

Сейчас субсидия предоставляется в отношении безработных зарегистрированных в органах службы занятости на 1 января 2021 г.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2021 г. № 952 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 184, некоторых актов и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации»

Постановлением признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 184, которым  утверждены Правила начисления, учёта и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – Правила), а также нормативные акты, которыми были внесены в данный документ изменения.

Постановление подготовлено в связи с тем, что нормы Правил нашли своё отражение в нормах Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». 

В частности, данный закон был дополнен Главой IV.2. «Контроль за уплатой страховых взносов, полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию» в связи с принятием Федерального закона от 30.04.2021 № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования».

12. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 885»

Проектом постановления предлагается внести изменения в Правила формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», утверждённые указанным постановлением постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 885 «Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее – Правила). 

Изменениями предполагается вернуть в Правила раздел, обеспечивающий  взаимодействие работников и работодателей, участвующих в эксперименте по использованию электронных документов, связанных с работой, без дублирования на бумажном носителе, через подсистемы «Личный кабинет соискателя (работника)» и «Личный кабинет работодателя» Системы.
Проект разработан в связи с продлением эксперимента по 15 ноября 2021 г. включительно в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 апреля 2021 г. № 297н.

13. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)»

Проектом постановления предлагается утвердить Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости (далее – ЧАЗ) требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) (далее – проект Положения).

В соответствии с проектом Положения предметом федерального государственного контроля (надзора) в данной сфере является соблюдение частными агентствами занятости обязательных требований, установленных пунктами 6 и 8 статьи 18.1 Закона РФ «О занятости в Российской Федерации». Объектами контроля определены юридические лица, сведения о которых размещены в реестре аккредитованных частных агентств занятости.

Документом устанавливается перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление. Определены три категории риска причинения вреда (ущерба) - средний, умеренный и низкий риск, а также критерии отнесения объектов контроля к категориям риска, в зависимости о наличия выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий  нарушений обязательных требований.

Также проектом постановления установлен перечень профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит). 
 Порядок осуществления государственного контроля (надзора) предполагает две формы его осуществления: документарная проверка и наблюдение за соблюдением обязательных требований без взаимодействия с контролируемым лицом.

14. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2022 году»

В соответствии с проектом постановления предлагается перенести в 2022 года следующие выходные:  с субботы 1 января на вторник 3 мая; с воскресенья 2 января на вторник 10 мая; с субботы 5 марта на понедельник 7 марта.

Таким образом, в 2022 году будут следующие дни отдыха: с 31 декабря 2021 г. по 9 января 2022 г.; 23 февраля; с 6 по 8 марта; с 30 апреля по 3 мая и с 7 по 10 мая; с 11 по 13 июня; с 4 по 6 ноября.

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте