10.11.22
МОТ запустила наиболее жесткий механизм в отношении Беларуси

ILO-Russian-logo.pngМеждународная организация труда начала процедуру разработки международных мер в отношении Беларуси — в связи серьезными нарушениями права на свободу объединения, допущенными в отношении независимых профсоюзов. Решение об этом было принято 8 ноября 2022 года в ходе работы очередной 346-й сессии Административного совета Международного бюро труда в Женеве.

Ситуация в Беларуси является объектом постоянного рассмотрения со второй половины 1990-х годов по настоящее время надзорными органами Международной организации труда — Комитетом по свободе объединения, Комитетом экспертов по применению конвенций и рекомендаций и Комитетом по применению норм Международной конференции труда. В 2004 году ситуацией в Беларуси также занималась Комиссия по расследованию, учрежденная решением Административного совета Международного бюро труда.

Этими надзорными органами МОТ были сформулированы четкие рекомендации правительству Республики Беларусь относительно обеспечения права на свободу объединения, реализации права на защиту от дискриминации и принудительного труда, в законодательстве и правоприменительной практике на национальном уровне.
 
Правительство Беларуси, однако, фактически уклонилось от полноценного взаимодействия с Международной организацией труда, а профсоюзы продолжали сталкиваться с постоянным давлением и ограничениями деятельности. Большинство сформулированных надзорными органами МОТ рекомендаций, в том числе со стороны Комиссии по расследованию 2004 года, по оценкам МОТ, до настоящего времени так и остаются не выполненными.

Текущий 2022 год оказался отмечен беспрецедентным давлением на белорусское профсоюзное движение. Аресту подверглись 23 профсоюзных лидера и активиста, которые в настоящее время либо находятся под следствием в изоляторах или под подпиской о невыезде, либо получили реальные сроки заключения. Среди них — находящиеся в следственном изоляторе лидеры Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук и Сергей Антусевич. В июле 2022 года Белорусский конгресс демократических профсоюзов и его членские организации были принудительно ликвидированы решениями судов.

Именно эти события находились в фокусе 346-й сессии Административного совета Международного бюро труда. В своей резолюции Административный совет призвал правительство Беларуси немедленно освободить всех профсоюзных лидеров и членов профсоюзов, а также «в экстренном порядке предоставить доступ должностным лицам Международного бюро труда для выяснения условий ареста, задержания и содержания под стражей вышеупомянутых членов профсоюзов».

Административный совет выразил сожаление в связи с тем, что правительство Беларуси «не добилось прогресса в выполнении рекомендаций Комиссии по расследованию 2004 года» и призвал «обеспечить полное осуществление права на свободу объединения», отменив, в частности, все законодательные и другие меры, приводящие к запрету деятельности независимых профсоюзов. Было отмечено, что Комитет экспертов МОТ рассмотрит применение Конвенции № 87 в Беларуси на своей ближайшей сессии в конце текущего 2022 года.

Генеральному директору Международному бюро труда поручено к марту 2023 года представить Административному совету представить подробное изложением предлагаемых мер в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, а также других мер по обеспечению соблюдения правительством Беларуси рекомендаций Комиссии по расследований. На мартовской сессии 2023 года Административный совет рассмотрит меры, которые он в дальнейшем предложит для принятия 111-й сессии Международной конференции труда.

Статья 33 Устава МОТ указывает, что если государств-член МОТ не выполнит в установленный срок рекомендации, содержащиеся в докладе Комиссии по расследованию или в решении Международного суда, — в этом случае Административный совет может рекомендовать Международной конференции труда «такие действия, какие он сочтет целесообразными для обеспечения выполнения этих рекомендаций».

Ранее единственной за всю историю МОТ страной, в отношении которой применялись меры в соответствии со статьей 33, была Мьянма в 2000 году — в связи с неисполнением рекомендаций Комиссии по расследованию, установившей «повсеместное использование принудительного труда, навязываемого гражданскому населению по всей Мьянме властями и военными».

Обращаясь к решению относительно Мьянмы и стремясь обозначить рамки возможных мер в отношении Беларуси Административный совет в своих решениях отмечает, что эти меры «могут носить экономический или иной характер», «должны относиться к компетенции Международной конференции», а также «должны удовлетворять принципам пропорциональности и необходимости, то есть они не должны превышать того, что практически необходимо для обеспечения эффективного и своевременного выполнения рекомендаций».

Отметим, что предложенная Административным советом и, в целом, — сохранив основное содержание, — принятая 88-й сессией Международной конференцией труда в 2000 году формулировка мер носила достаточно общий характер, призывая к пересмотру государствами-членами МОТ своих отношений с Мьянмой с тем, чтобы страна не могла использовать «такие отношения для сохранения или расширения системы принудительного или обязательного труда».

Вместе с тем, резолюция Международной конференцией труда имела вполне определенные международные последствия в виде прямых экономических санкций ряда стран в отношении Мьянмы, которые были отменены только в начале 2010-х годов после старта процесса общественных изменений в сторону большего соблюдения прав трудящихся.

Твитнуть Поделиться ВКонтакте