30.01.17
КТР подняла ряд вопросов на трехсторонней комиссии

Конфедерация труда России направила замечания в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В частности, они касаются того, что на РТК не рассматривалось введение прогрессивной шкалы налогообложения, а также необходимости обсуждения повышения МРОТ и индексации зарплат.

В пятницу, 27 января состоялось очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В ходе заседания были рассмотрены несколько проектов нормативных актов, а также утвержден план работы РТК на ближайшее полугодие. Кроме того, Конфедерацией труда России в преддверии заседания были направлены замечания на выполнение отдельных обязательств, предусмотренных Генеральным соглашением, которое было пролонгировано в конце прошлого года.

В первую очередь члены РТК рассмотрели шесть проектов нормативных актов.

Первый проект нормативного акта определяет правовой статус космонавтов (а также кандидатов в космонавты) в сфере их труда. На сегодняшний день, вопрос организации деятельности космонавтов регулируется на основании нормативного акта, принятого еще в период СССР, в 1981 году, с внесенными в 1993 году изменениями. За этот период произошли серьезные перемены в сфере космонавтики. Так, если ранее часть космонавтов обладала статусом военнослужащих, а другая часть являлась гражданскими служащими, занимающимися научной работой, то теперь осталась только вторая категория. В связи с чем, возникла необходимость распространить на эту категорию регулирование, осуществляемое на основе трудового законодательства. Кроме того, предлагается охватить таким регулированием и такую категорию занятых в этой сфере, как кандидаты в космонавты.    

Кроме того, за этот период изменились условия организации деятельности в сфере космонавтики, например, в вопросах подготовки. В связи с чем, проект документа направлен на обновление регулирования в этой сфере с учетом современных условий.    

Второй проект предусматривает внесение изменений в законодательный акт, регулирующий вопросы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Предполагаемые изменения направлены на то, чтобы в отношении контроля за соблюдением трудового законодательства исключить запрет на проверку требований, установленных нормативными актами, принятыми в период СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений.

В частности, такая оговорка распространяется на три сферы регулирования: требования единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; применение списков для назначения досрочных пенсий, а также соответствующих правил подсчета стажа; установление районных коэффициентов и надбавок к заработной плате лицам, работающим в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На сегодняшний день, запрет на проверку требований, установленных нормативными актами, принятыми в период СССР и РСФСР, установлен с 1 июля текущего года для всех видов контроля и надзора, на которые распространяется действие закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Поэтому предполагается, что разработанный законопроект вступит в силу с этой же даты, однако до этого момента он должен успеть пройти и необходимые стадии рассмотрения в Федеральном Собрании РФ.

Третий проект нормативного акта устанавливает Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Наличие такого порядка необходимо в связи с введением в закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний новой нормы, которая предусматривает списание безнадежных долгов по соответствующим страховым взносам, а также наделяет Правительство РФ полномочиями на определение такого порядка. В частности, проект устанавливает случаи, когда списываются безнадежные долги по страховым взносам, перечень документов, необходимых для принятия решения о списании.

Четвертым проектом нормативного акта утверждается размер индексации с 1 февраля 2017 года отдельных выплат, пособий и компенсаций. Ранее, в 2015 году на основании принятого федерального закона было приостановлено действие отдельных законодательных актов в части порядка индексации окладов государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, а также выплат, пособий и компенсаций. Данный закон предполагает осуществление индексации с учетом инфляции в 2017 году выплат, пособий и компенсаций, а также стипендиального фонда, прямо предусмотренных соответствующей статей. В целях проведения заложенной законом индексации необходимо утвердить процент повышения, исходя из инфляции в 2016 году. Эту задачу и призван выполнить рассмотренный в ходе заседания РТК проект, который определяет процент индексации в размере 1,054.

Пятый проект нормативного акта, предусматривает внесение изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам на софинансирование региональных программ в сфере занятости населения и социальной поддержки безработных. Проектом предполагается внести изменения в действующую формулу расчета потребности конкретного субъекта в субсидии. В частности, эта формула будет дополнена новым показателем, позволяющим учитывать работников, которые в текущем году были привлечены в рамках реализации региональной программы, однако за привлечение которых работодатели не получили мер финансовой поддержки. Также в числе существенных изменений, вводимых проектом, следует отметить исключение из действующих правил норм, определяющих регулирование на случай неполного использования суммы предоставленной субсидии по итогам года. Данное изменение вызвано действующими требованиями закона о федеральном бюджете, который исключает возможность образования нераспределенных остатков и их перераспределение по итогам года.

Шестой проект нормативного акта связан с предыдущим проектом и устанавливает на 2017 год распределение субсидии из федерального бюджета субъектам на софинансирование региональных программ в сфере занятости населения и социальной поддержки безработных. Проектом выделяются соответствующие субсидии для 14 субъектов, на общую сумму  203286, 4 тысяч рублей. При этом наибольшие суммы предполагаются выделить Приморскому и Хабаровскому краям. Все субъекты, которым оказывается финансовая помощь, входят в перечень субъектов, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.

Далее, в ходе заседания Комиссии был осужден и утвержден Единый план первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии на I полугодие текущего года. Данный план разрабатывается в целях проведения в жизнь обязательств, предусмотренных Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. Для этого в Единый план включаются мероприятия, выполнение которых необходимо для реализации того или иного обязательства, предусмотренного Генеральным соглашением.

Выполнение Единого плана отслеживается сторонами, что является частью контрольного механизма, предусмотренного Генеральным соглашением. Также в рамках этого же механизма стороны вправе направлять свои замечания в связи с ненадлежащим выполнением тех или иных обязательств. Так, в текущем месяце Конфедерация труда России сделала свои замечания на исполнение ряда положений Генерального соглашения за период его действия.

Одно из сделанных замечаний вызвано не рассмотрением на площадке РТК вопроса о возможности введения прогрессивной шкалы налогообложения. Хотя соответствующее обязательство зафиксировано в разделе Генерального соглашения, который регулирует вопросы экономической политики.

Ряд замечаний касается положений Генерального соглашения в сфере заработной платы, доходов и уровня жизни населения. В частности, КТР поставлены следующие вопросы: невыполнение «майских» указов Президента РФ в части роста размера реальной заработной платы; необходимость проведения консультаций по выработке предложений по поэтапному повышению МРОТ в целях реализации части 1 статьи 133 ТК РФ; реализация положений законодательства в части обеспечения индексации заработной платы; отсутствие постоянного мониторинга практики регулирования минимальной заработной платы в соглашениях на уровне субъектов; необходимость совершенствования методики расчета прожиточного минимума.  

В сфере занятости отмечена угроза ухудшения ситуации с выявлением нелегальных трудовых отношений в связи с планируемым введением риск-ориентированного подхода в сфере контроля за соблюдением требований трудового законодательства. Сокращение охвата контрольно-надзорными мероприятиями и их периодичности, а также зависимость отнесения работодателя к категории риска от численности работников (чем меньше численность, тем ниже вероятность проверки), может привести к снижению эффективности проводимых проверок, особенно в отношении предприятий малого и среднего бизнеса. Хотя, именно, на таких предприятиях, зачастую, и процветает нелегальная занятость.

Среди обязательств, предусмотренных Генеральным соглашением, в сфере социального обеспечения отмечена необходимость определения механизмов участия социальных партнеров в управлении и контроле за формированием и целевым расходованием страховых средств.

Наибольшие проблемы отмечены в отношении обязательств в сфере социального партнерства. Так, отмечена проблема в организации работы общественных советов при органах исполнительной власти. На сегодняшний день, профсоюзам нормативно не гарантировано право войти в состав того или иного общественного совета, поэтому, зачастую этот вопрос зависит от доброй воли руководителя соответствующего ведомства.

Однако наибольшие проблемы с реализацией положений Генерального соглашения возникают в части обязательств по совершенствованию действующей системы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, а также её обеспечительного механизма – процедуры разрешения трудовых споров. 

В частности, в Генеральном соглашении установлена обязанность сторон о проведении консультаций и подготовке предложений по таким вопросам как: внесение изменений в правовую базу коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений; введения в правоприменение понятие «мотивированного отказа от присоединения к отраслевым соглашениям» и определение его критериев; совершенствование механизмов контроля выполнения соглашений и коллективных договоров; обеспечение ответственности сторон при заключении коллективных договоров, соглашений совершенствование законодательства России, регулирующего разрешение коллективных трудовых споров, в том числе по вопросам порядка и условий проведения забастовок.

На сегодняшний день, данные вопросы не были комплексно рассмотрены на площадке РТК. Между тем, от выполнения данного блока обязательств зависит эффективность функционирования системы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в России.

Не менее остро стоит вопрос о рассмотрении рекомендаций Административного Совета Международной организации труда по итогам рассмотрения жалобы КТР (поддержана ФНПР) в Комитет по свободе объединения МОТ (дело № 2758), а также жалоб (дела № 2216 и 2251). 

Согласно рекомендациям МОТ по указанным делам российское трудовое законодательство требует совершенствования в части норм, регулирующих такие вопросы как: представительство интересов работников профсоюзами в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений, надлежащее расследование преследований за профсоюзную деятельность, порядок разрешения коллективных трудовых споров, включая реализацию права на забастовку.

Однако, несмотря на значение поставленных вопросов для системы социального партнерства в России, на сегодняшний день, данный вопрос так и не был надлежащим образом на площадке РТК.

Следует отметить, что часть из обозначенных проблем нашла свое отражение в утвержденном Едином плане мероприятий в рамках РТК на первое полугодие.

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (сокращенно - РТК) – трехсторонний орган социального партнёрства на федеральном уровне. Сформирована на паритетной основе, в её состав делегировано по 30 представителей от каждой стороны: общероссийских объединений профессиональных союзов; общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.

Одной из задач РТК является проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения. Каждая из сторон РТК вправе принять собственное решение по рассматриваемым вопросам. 


Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте