04.07.17
КТР предложила поправить законопроект, вносящий изменения в закон о банкротстве

В пятницу, 30 июня, в городе Москва состоялось очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В ходе заседания были рассмотрены ряд законопроектов, а также планы по формированию бюджетов государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС и ФОМС) на ближайшие три года.

Дом Правительства РФ

Законопроекты, рассмотренные в ходе заседания

С замечаниями был рассмотрен проект федерального закона, которым планируется внести изменения в действующий закон о банкротстве.

Данный законопроект был разработан Минтрудом России в целях расширения возможностей защиты прав работников, а также бывших работников должника в ходе процедуры банкротства. Для этого, предполагается предоставить субъектам РФ, а также муниципальным образованиям право заплатить долги по заработной плате перед работниками, а также бывшими работниками работодателя-должника в ходе процедуры банкротства.

Однако в связи с тем, что разработчиками данное право предоставляется и в отношении долгов по обязательствам перед государством, независимо от того погашен ли долг перед работниками, а также бывшими работниками должника, то КТР направила соответствующие замечания к законопроекту. Создаваемая законопроектом возможность погасить долг перед государством вперед долгов перед трудящимися нарушает их право на привилегию в удовлетворении требований по оплате труда перед требованиями государства, гарантированное международными нормами в сфере труда. В связи с чем, предложено из законопроекта исключить формулировку, предусматривающую такую возможность.

Кроме того, КТР предложила посредством предложенного законопроекта ввести в действующий закон о банкротстве разъяснение используемой в законе формулировки для обозначения требований работников — «выходные пособия и (или) оплата труда». Сейчас такое разъяснение дается только в разделе, регулирующем конкурсное производство, и включает в себя помимо выходных пособий и оплаты труда, еще и другие причитающиеся выплаты в размере и порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством. Однако такое широкое разъяснение формулировки «выходные пособия и (или) оплата труда» применительно к иным стадиям банкротства (где она также используется для обозначения требований трудящихся), по мнению КТР, представляется зависящим от мнения конкретного лица, применить ли разъяснение из раздела конкурсного производства к иной стадии банкротства или нет. Преодолению данной проблемы будет служить дополнение терминов действующего закона о банкротстве понятием «выходные пособия и (или) оплата труда». Тем более, что аналогичный термин в этом законе уже присутствует, но для обозначения «обязательных платежей» перед государством.

Также в ходе заседания внимание членов РТК было обращено к законопроекту, которым предполагается внести изменения в ряд законодательных актов в части медицинского обеспечения полетов гражданских воздушных судов.

Данный проект разработан Минтрансом России и содержит нормы, направленные на регулирование отдельных аспектов трудовых отношений авиационного персонала (например, дополнительные основания увольнения). Однако до настоящего времени законопроект не был представлен для рассмотрения на площадке РТК. Более того, разработка проекта закона, а также его обсуждение, проходили без уведомления заинтересованных сторон социального партнерства, а так же без участия Министерства труда и социального развития РФ, которое, по мнению КТР, должно быть соисполнителем данного документа.

В связи с этим, хотя ранее вопрос не был включен в повестку РТК,  КТР вышла с инициативой о рассмотрении и обсуждении законопроекта на площадке РТК. Аналогичное требование было выражено и Профсоюзом летного состава России. Кроме того, еще в канун заседания РТК членская организация КТР — Федеральный профсоюз авиадиспетчеров России — обратилась в Минтранс России с замечаниями к данному законопроекту и требованием о рассмотрении его на площадке РТК. 

Следующий рассмотренный законопроект направлен на определение ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на 2018 год. Предполагается такой период установить в размере 246 месяцев. Предлагаемая законопроектом цифра основана на предварительных данных Росстата за 2016 год по ожидаемой продолжительности жизни лиц — получателей накопительной пенсии. Необходимость ежегодного установления такого периода предусмотрена действующим законом о накопительной пенсии. 

Данный законопроект не был поддержан профсоюзной стороной в связи с необходимостью единообразия при определении как страхового компонента, так и накопительного компонента пенсии по обязательному пенсионному обеспечению. Поскольку при определении размера страховой пенсии отсутствует такой критерий как «ожидаемая продолжительность жизни» пенсионера, то и в накопительной пенсии такой критерий не может использоваться. 

Также был рассмотрен законопроект, которым планируется внести изменения в ряд законодательных актов в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда. Законопроект направлен на разграничение полномочий между такими органами как Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и Росздравнадзор. Предполагается, что только Роструд будет уполномоченным органом, осуществляющим контроль в сфере охраны труда. 

Также законопроектом предполагается определить полномочия Минтруда и Роспотребнадзора в части нормативного регулирования сферы безопасности труда. Так, на Роспотребнадзор возлагается обязанность согласовывать утверждаемые им федеральные санитарные правила с Минтрудом России. При этом вводится обязанность согласовывать с Роспотребнадзором методику проведения специальной оценки условий труда (СУОТ).

Кроме того, законопроект предусматривает пересмотр федеральных санитарных норм и правил, устанавливающих санитарно-гигиенические требования к условиям труда в срок до 31 декабря 2022 года. Дополнительно, проектом вводится возможность зачета результатов СОУТ для целей производственного контроля, и наоборот.

При этом в отношении предложенного к рассмотрению на РТК законопроекта до сих пор не достигнуто единого мнения между двумя ведомствами — Минтрудом России и Роспотребнадзором. Роспотребнадзор возражает против односторонней обязанности согласовывать федеральные санитарные правила с Минтрудом России. Также возражения этого ведомства касаются предусмотренного законопроектом срока пересмотра федеральных санитарных правил. 

В связи с наличием отмеченных неурегулированных разногласий между двумя ведомствами профсоюзная сторона законопроект не поддержала.

Следующий рассмотренный законопроект предполагает признать не действующими некоторых указов Президиума Верховного Совета СССР (положений указов) по вопросам регулирования трудовых отношений.

В проекте фигурируют принятые в разное время четыре таких указа, предметом регулирования которых являются: возмещение ущерба, причиненного здоровью работника; испытание при приеме на работу работников в исследовательские подразделения высших учебных заявлений; условия труда временных рабочих и служащих; а также права профкома.

Основанием признания недействующими нормативных актов является замена регулирования положениями трудового законодательства. Данный законопроект членами РТК был рассмотрен без возражений. 

Основные характеристики внебюджетных фондов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

При формировании параметров бюджета Пенсионного фонда РФ взят за основу прогноз Минэкономразвития по индексу потребительских цен (в 2017 — 3,8% в последующих — 4%). Исходя из данных цифр, в бюджет Фонда закладываются суммы на ежегодную (с 1 февраля) индексацию страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан и социальных пособий на погребение. 

При формировании доходной части также закладывается продление моратория на перечисление страховых взносов на накопительную пенсию на весь период прогноза. И сторона представителей работников, и сторона представителей работодателей согласились в основном с проектом основных характеристик бюджета ПФР.

Прогноз бюджета Фонда социального страхования РФ (ФСС) предполагает, начиная с 2019 года, введение в качестве источника дохода межбюджетного трансферта из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности. Объясняется это полным использованием к этому времени остатков средств страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваниям (сейчас за счет этих этого раздела бюджета ФСС закрывается дефицит бюджета ФСС в части пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

При формировании параметров бюджета в части индексации пособий также взят за основу прогноз Минэкономразвития России в отношении индекса потребительских цен. В связи с чем, индексация пособий закладывается с 1 февраля ежегодно на фактическую инфляцию отчетного года: 3,8% — в 2018 году; по 4% — в 2019 и 2020 годах. Также в числе основных характеристик данного бюджета отмечен полный переход на механизм прямых выплат пособий из фонда до 1 января 2021 года.

И сторона представителей работников, и сторона представителей работодателей не согласились с предлагаемым в проекте основных характеристик бюджета ФСС использованием остатков средств по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве профзаболеваний, для покрытия дефицита бюджета фонда в части обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Прогноз бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), начиная с 2019 года, предполагает наличие дефицита, в связи с чем, закладывается необходимость межбюджетного трансферта из федерального бюджета. Данный трансфер, в частности необходим, для финансирования субвенции на поддержание достигнутого уровня заработной платы медицинских работников в 2019 году и 2020 годах. 

Расходная часть планируемого бюджета ФОМС предполагает индексацию по основным направлениям расходов фонда.
В отношении проекта характеристик бюджета ФОМС и сторона представителей работников, и сторона представителей работодателей отметили необходимость предусмотреть ежегодную индексацию страховых взносов на ОМС неработающего населения.

Также члены РТК рассмотрели вопрос о реализации Правительством Российской Федерации мероприятий по содействию импортозамещению в промышленности.

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте