03.12.19
Информация по итогам ноябрьского заседания РТК

В ходе очередного заседания члены РТК рассмотрели проекты нормативных актов по широкому кругу вопросов, в их числе: о проектах федеральных законов: 
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении»,
«О внесении изменений в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении», а так же о ряде проектов постановлений Правительства Российской Федерации.


1. О проектах федеральных законов: 
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении»,
«О внесении изменений в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении»

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении» предлагается включить в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и Федеральный закон «О страховых пенсиях» положения, устанавливающие недопустимость обращения взыскания на ежемесячные доходы, необходимые для существования должника-гражданина (в размере прожиточного минимума).
Одновременно, Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» дополняется указанием на то, что прожиточный минимум предназначается, в том числе для определения минимального размера доходов гражданина при обращении на них взыскания в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.
 Основные изменения вносятся в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», среди которых – введение особенностей исполнения требований в отношении должника-гражданина, чьи доходы не превышают величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в субъекте РФ по месту жительства. 
Такой особенностью является возврат исполнительного документа взыскателю без возбуждения исполнительного производства. Предварительно судебный пристав должен запросить информацию, которая бы подтверждала наличие у должника доходов в размере, не превышающем величины прожиточного минимума и отсутствие имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении» предлагается статью 138 ТК РФ дополнить формулировкой о необходимости производить удержания из заработной платы с соблюдением требования о том, что работник не может быть лишён права распоряжаться заработной платой в размере величины прожиточного минимума за месяц в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В числе целей разработки законопроектов - ясное установление пределов возможного взыскания, не затрагивающих основное содержание прав должника-гражданина.
При обсуждении вопроса профсоюзной стороной было отмечено, что законопроект не решает своей задачи, так как, исходя из его положений, размер периодических доходов привязан к прожиточному минимуму, который рассчитывается на одного человека без учёта иждивенцев. В связи с чем, законопроект не защищает доход гражданина-должника в объёме, необходимом для его существования и существования лиц, находящихся на его иждивении. 
Члены РТК поддержали законопроекты в основном.

2. О проектах федеральных законов:
«О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
«О внесении изменений в статьи 332 и 336.2 Трудового кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» направлен на законодательное установление полномочий ректора университета и президента университета (для университетов), а также руководителя и научного руководителя (для научных организаций). 
Сейчас такое регулирование осуществляется только на основании уставов соответствующих организаций. 
В частности, на ректора университета и руководителя научной организации предлагается возложить полную ответственность за управление текущей деятельностью организации, решение организационно-кадровых и финансовых вопросов, практическую реализацию программ и планов развития организации.
В числе полномочий президента университета и научного руководителя научной организации предлагается закрепить:  участие в определении программ и планов развития организации; участие в деятельности коллегиальных органов управления; представление интересов организаций в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями; и др. 
Одновременно университету или научной организации предоставляется право определить иные полномочия для данных должностей. 
Проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 332 и 336.2 Трудового кодекса Российской Федерации» планируется изменить условия для занятия руководящих должностей в организациях высшего образования и научных организациях. 
В числе изменений фигурирует увеличение с 65 до 70 лет предельного срока для занятия должностей ректора, проректоров, руководителей филиалов в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, а также руководителя научной организации. 
Кроме того, вводится ограничение на занятие должности ректора, а также руководителя научной организации – не более трёх сроков подряд в одной организации.
Также законопроект предполагает, что возможность продления срока пребывания на должности ректора, а также руководителя научной организации после достижения возраста 70 лет ограничивается случаями, предусмотренными федеральными законами.
Члены РТК поддержали законопроекты в основном.

3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предлагается установить особенность регулирования осуществления депутатами своих полномочий без отрыва от основной деятельности на уровне субъектов и муниципальном уровне. 
Такой особенностью предлагается прописать гарантию сохранения места работы (должности) для осуществления своих полномочий на период, продолжительность которого определит закон субъекта (для депутатов на уровне субъекта) либо нормативный акт муниципалитета (для депутатов на местном уровне). Требования к такому периоду – не менее двух и не более шести рабочих дней в месяц.
Члены РТК поддержали законопроект.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» предусматривает изложение в новой редакции раздела X Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), регулирующего вопросы охраны труда, а также внесение изменений в отдельные статьи ТК РФ.
Изменения в раздел X ТК РФ «Охрана труда» предполагают изменения в действующей структуре данного раздела, а также в содержании отдельных норм, переносимых в новую редакцию данного раздела из действующей редакции и дополнение новыми нормами.
В частности, предлагается следующая структура данного раздела: глава 33 «Общие положения»; глава 34 «Государственное управление охраной труда»; глава 35 «Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда»; глава 36 «Управление охраной труда у работодателя»; глава 36.1 «Требования охраны труда к производственным объектам и средствам производства»; глава 36.2 «Расследование, оформление (рассмотрение) и учёт микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, несчастных случаев». 
В связи с изменением структуры раздела осуществлён перенос отдельных норм в соответствии с новыми названиями глав.
В новой редакции раздела уточняется и дополняется терминологический аппарат раздела; вводятся нормы, распределяющие полномочия в сфере охраны труда между Правительством РФ и субъектами РФ. Также вводятся нормы, определяющие статус и виды подзаконных нормативных актов в сфере охраны труда.
Кроме того, в раздел, посвящённый расследованию случаев повреждения здоровья работников, связанных с исполнением трудовых обязанностей из основных изменений, в качестве вида повреждения здоровья вводится понятие микроповреждение (микротравмы). 
Также законопроектом предусматривается ограничение по сроку дополнительного расследования несчастного случая на производстве – 3 года; сейчас – независимо от срока давности несчастного случая.
Среди иных изменений предлагается введение в ТК РФ норм, направленных на профилактику нарушений в сфере охраны труда. 
Так, вводятся нормы, закрепляющие право работодателя на проведение самостоятельной оценки требований законодательства в сфере труда.
Также вводится полномочие государственного инспектора труда о выдаче предостережения о недопустимости нарушения требований в сфере труда, если нарушение допущено впервые.
В работе над законопроектом принимала участие КТР и направляла свои замечания к его предыдущим редакциям.
В частности, КТР возражала против исключения из ТК РФ требования о том, что при увольнении за нарушение требований охраны труда такой факт устанавливается комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда. В доработанной редакции законопроекта перечень субъектов, которые вправе такой факт устанавливать, дополнен новым субъектом - комиссией по расследованию несчастного случая.
Также КТР возражала против изменений в статье 74 ТК РФ, предполагающих возможность на основании результатов СОУТ изменить условия трудового договора с работником. Данное изменение исключено из доработанной редакции законопроекта.
Кроме того, КТР предлагала сохранить действующее требование об обязательном создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда при численности работников организации свыше 50 человек. Законопроектом предлагалось увеличить порог для данного требования до 100 человек. В доработанной редакции законопроекта критерий в 50 человек сохранён.
К сожалению, не были учтены замечания КТР в части сохранения возможности проведения дополнительного расследования несчастного случая на производстве независимо от срока давности несчастного случая.
По итогам обсуждения законопроекта члены РТК поддержали законопроект в основном. При этом по предложению профсоюзной стороны Минтруду России было предложено проработать вопрос об учёте в проекте федерального закона особенностей труда членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания на основе требований Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве в части государственного управления охраной труда, при организации системы управления охраной труда, извещении о несчастных случаях на производстве, расследовании, регистрации и учёте несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (о предоставлении гарантий работникам в возрасте 40 лет и старше при прохождении диспансеризации)
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 185.1 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает гарантии работникам при прохождении диспансеризации. 
Вводимые нормы предусматривают право работника в возрасте 40 лет и старше на освобождение от работы на один рабочий день при прохождении диспансеризации один раз в год с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка.
Члены РТК поддержали в основном с проект федерального закона. При этом Минздраву России предложено направить в секретариат Комиссии информацию о готовности и доступности сети медицинских организаций по территории Российской Федерации (в разрезе субъектов Российской Федерации) для прохождения работниками первого этапа диспансеризации, а также подтверждении возможностей обеспечения последующего лечения выявленных заболеваний.

6. О проектах федеральных законов:
«О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в статью 22.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» 
Проектом федерального закона «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов» предлагается Главу 54.1, посвящённую особенностям регулирования труда спортсменов и тренеров, дополнить новой статьёй 348.13, определяющей особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений. 
Данная статья устанавливает возможность передачи таких споров его сторонами на рассмотрение третейских судов.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в статью 22.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» предлагается:
- в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» внести в числе прочих изменений требования к арбитрам постоянно действующего арбитражного учреждения;
- в статью 22.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», которая определяет споры, подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда, внести оговорку, позволяющую из общего запрета о передаче на рассмотрение третейского суда трудовых споров, сделать исключение для индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений.
Члены РТК поддержали проекты федеральных законов.

8. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» в части утверждения Правил по предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по переобучению, повышению квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда; профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан в возрасте 50-ти лет и старше; по переобучению, повышению квалификации женщин  в период отпуска по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости
Проект постановления Правительства Российской Федерации направлен на изменение формы финансирования государственной программы в сфере занятости с предоставления межбюджетных трансфертов на предоставление субсидий. Финансирование осуществляется из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ на выполнение 
Изменение формы финансирования на предоставление субсидий касается обеспечения реализации мероприятий по переобучению, повышению квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда; профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан в возрасте 50-ти лет и старше. Для этого в новой редакции принимаются приложения №№ 26 и 27 государственной программы «Содействие занятости населения». 
Кроме того, предлагается принять правила предоставления субсидии для реализации мероприятий по переобучению, повышению квалификации женщин  в период отпуска по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости. Для этого государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» дополняется новым приложением № 28.
Члены РТК поддержали проект постановления. 

9. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», предусматривающего утверждение Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на повышение эффективности службы занятости, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»
Проект постановления Правительства Российской Федерации направлен на утверждение нового приложения к государственной программе Российской Федерации «Содействие занятости населения» - Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на повышение эффективности службы занятости.
Планируется, что субсидия будет направляться на реализацию мероприятий в отдельных субъектах РФ, направленных на модернизацию центров занятости населения и повышение качества оказания услуг по поддержке занятости.
Для этого планируется внедрение единых требований к организации деятельности органов службы занятости.  В числе таких требований: ремонт зданий и помещений служб занятости; оснащение рабочих мест; внедрение фирменного стиля «Работа в России»; формирование системы контроля и оценки качества предоставления государственных услуг в органах службы занятости и других.
В ходе обсуждения проекта постановления профсоюзной стороной выражена обеспокоенность по поводу низких заработных плат работников служб занятости населения.
Члены РТК поддержали проект постановления. Кроме того, Минтруду России предложено направить в секретариат Комиссии информацию о заработной плате и стимулировании работников служб занятости субъектов Российской Федерации для рассмотрения на заседании рабочей группы Комиссии.

10. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2020 год»
Проектом постановления предлагается утвердить потребность в иностранных работниках, привлекаемых к трудовой деятельности на основании  визы, на 2020 год в количестве почти 105 тысяч приглашения на въезд и разрешений на работу. 
Тем самым снижается потребность в иностранных работниках на текущий год (для сравнения: в 2019 году потребность составляла порядка 144, 6 тыс. приглашений на въезд и разрешений на работу).
Больше всего иностранных работников (почти 30 тысяч человек) планируется привлечь в 2020 году для обеспечения горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
В ходе обсуждения проекта профсоюзной стороной отмечено расширение практики привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, приезжающих по визам, но без учёта ограничения на предоставления рабочих виз (например, высококвалифицированные специалисты). В этой части обозначены следующие проблемы: отсутствие статистики по таким работникам (на какие должности их приглашают, какая заработная плата фактически выплачивается); несоразмерность уровня заработной платы, выплачиваемой иностранному гражданину, с заработной платой на рынке труда в субъекте РФ; отсутствие контроля.
Член РТК поддержали проект постановления. При этом у МВД России, Минтруда России и Минэкономразвития России запрошена информация об общем количестве иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе без учёта квоты на выдачу приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

11. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу актов Российской Федерации и РСФСР и их отдельных положений»
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу актов Российской Федерации и РСФСР и их отдельных положений» (далее – проект постановления) подготовлен Минюстом России.
Проектом предлагается признать утратившими силу с 1 февраля 2020 г. акты Российской Федерации и РСФСР и их отдельные положения. Всего планируется к признанию утратившими силу 1261 акт и их отдельные положения.
В пояснительной записке сообщается, что проект подготовлен с учётом предложений федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов, юридических лиц, граждан.
Также сообщается, что перечень содержит акты, не применяющиеся на практике и не подлежащих государственному контролю. Также не содержит актов, имеющих правоустанавливающий характер, регулирующих вопросы исторического и культурного значения, определяющих перечни памятников истории и культуры, памятных дат и праздников, содержащих действующие социальные нормы.
Значительная часть актов не регулирует трудовые отношения, а скорее направлена на регулирование вопросов организации производства в отдельных сферах деятельности.
Член РТК поддержали в основном проект постановления. При этом по инициативе профсоюзной стороны подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти предложено включить представителей общероссийских профсоюзов (их объединений) в качестве членов во все рабочие группы по реализации механизма «регуляторной гильотины».

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте