Введите поисковый запрос!
03/05/18
Профсоюз: Нужно прекратить бюрократический кошмар с пропусками в порт
Типична ситуация, когда сотрудникам профсоюза моряков приходится оформлять порядка 20 пропусков. И заново проходить процедуры всевозможных согласований: инструктажи по охране труда, пожарной безопасности, заново объяснять, с какой целью требуется доступ в порт. Чтобы просто попасть к членам своего профсоюза.

Федеральный закон о профсоюзах гласит: «Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав». Однако, как показывает практика, работодатели на местах трактуют закон по-своему и устанавливают собственные правила. Например, чтобы представителям Российского профсоюза моряков (РПСМ) пройти на территорию морского порта к месту работы членов профсоюза, нужно предъявить пропуск. Без разрешительной бумажки это никому не под силу.

Эта проблема по-прежнему стоит сегодня, хотя еще в 2011 году, на встрече в Горках-9 с лидерами профсоюзов Дмитрий Медведев очень удивился, что, например, за «встречу» с членами РПСМ профсоюзу приходится платить. И платить немалые деньги. Речь шла о пропусках на автомобиль. Например, в порту Санкт-Петербург тогда один пропуск обходился в сумму от 10 000 до 18 000 рублей в зависимости от района порта, и таких районов не один, а несколько. Учитывая размах портовых территорий, без транспорта шлепать к ошвартованному на далеком причале пароходу неудобно и долго. За это время разгрузка-погрузка может закончиться, судно уйдет, и моряк, обратившийся за помощью в свой профсоюз, останется без поддержки. Поэтому без автомобиля никак нельзя.

Медведев, выслушав тогда доводы РПСМ, заявил: «Я считаю, что это, по всей вероятности, абсолютно незаконные поборы, и если это так, то это повод для вмешательства прокуратуры, для того, чтобы они по мозгам надавали всем, кто эту плату собирает, если речь идет об использовании именно полномочий профсоюзных руководителей».

По мозгам не надавали никому, дальше слов дело не пошло. Сегодня эта проблема по-прежнему на контроле РПСМ и других независимых профсоюзов. Потому как только профсоюз начинает занимать активную  жизненную позицию, защищать интересы трудящихся, все работодатели, не сговариваясь, предпринимают меры по ограничению представительств профсоюзов на предприятии и беспрепятственного допуска к рабочим местам их членов. Ведь пропуск на территорию порта – один из рычагов воздействия на несговорчивые профсоюзы.

Каждый район – отдельный пропуск

Сегодня суда в портах долго не задерживаются, сутки-двое отводятся на разгрузку-погрузку и снова в рейс. Такие высокие темпы диктуют рыночные условия. Случается, что и с постоянными пропусками профсоюзные инспекторы не успевают на теплоход. Но для некоторых стивидорных компаний это не аргумент, они выдают только разовые пропуски. Правда, даже их оформление занимает достаточно много времени. Чтобы получить многоразовый пропуск сроком действия один год, нужно серьезно побегать по инстанциям.

– Процедура оформления пропусков в российские порты должна быть максимально простой для профсоюзных активистов, – убежден  председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) Николай Суханов. Для порта Находки это – болезненная тема: в конце декабря прошлого года сотрудникам ДВРО РПСМ пришлось оформлять порядка 20 пропусков и проходить сложную процедуру всевозможных согласований. – Каждый раз сотрудники профсоюза проходили инструктаж по охране труда, пожарной безопасности, они объясняли, с какой целью им нужно иметь доступ в порт. Я уже не говорю о том, что каждый документ согласовывали по три-четыре дня, а то и неделями.

Препятствия, как пояснил Николай Суханов, чинят службы безопасности проходных:

– Нам говорят, что согласно Распоряжению Правительства РФ № 907-р от 24.06.2008 посещать порт разрешено лишь работникам Государственного портового контроля. Мы указали на Федеральный закон о профсоюзах, согласно которому представители профсоюза вправе беспрепятственно посещать рабочие места своих членов. Они согласились с законностью наших требований, но предложили ходить на суда, минуя проходные портов, – то есть посредством плавсредств!

Сотрудники ДВРО РПСМ не стали сидеть, сложа руки, обратились в транспортную прокуратуру и подробно рассказали, на каких проходных создают препятствия с оформлением документов. Лишь после вмешательства надзорного органа инспекторы РПСМ получили пропуски.

Точку ставить рано

Однако один из терминалов на территории порта Находка – Ливадия – всё-таки отказал в выдаче документов, ссылаясь на вышеуказанное Распоряжение.

Конфликт произошёл в январе: ООО «Порт Ливадия» не согласовало выдачу временных пропусков профсоюзным активистам. Причём сотрудники порта, как и ДВРО РПСМ, тоже опираются на закон о профсоюзах, где говорится о праве организаций беспрепятственно посещать рабочие места своих членов. Но только трактуют это право стороны по-разному.

– Нам отказали, сославшись на то, что в порту не работают члены РПСМ, а раз так – то и права на посещение терминала у нас нет. Но мы и не отрицаем, что у нас нет членов профсоюза в порту: наша цель – это суда, которые заходят в «Ливадию». На борту теплоходов могут работать члены РПСМ, а проверить их условия труда без прохода в порт просто невозможно, – рассказывает Николай Суханов.

Актуальность не стала меньше

Между тем отказ в оформлении пропусков представителям профсоюза препятствует их деятельности. РПСМ будет добиваться изменения существующей практики.

– В апреле 2014 года мы ставили в известность Правительство о существующей практике, что органы пограничного контроля чинят препятствия представителям нашего профсоюза в оформлении пропусков для прохода на территорию морских портов в пределах морских пунктов пропуска через государственную границу. Должностные лица Федеральной пограничной службы сослались на отсутствие в соответствующем распоряжении Правительства РФ среди перечисленных в нем видов иной деятельности – уставной деятельности профсоюзов по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов работников. А это противоречит законному праву представителей профсоюзов на беспрепятственное посещение организаций и рабочих мест, где работают члены соответствующих профсоюзов, – говорит председатель РПСМ Юрий Сухоруков.

РПСМ предложил предусмотреть в вышеназванном документе деятельность общероссийских профессиональных союзов, представляющих социально-трудовые интересы моряков, и внести соответствующую формулировку в распоряжение Правительства. Конкретно – в Раздел IV, где перечисляются виды хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах портовых пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Это предложение РПСМ тогда не встретило возражений ни со стороны Минтранса РФ, ни ФСБ России, однако оно до сих пор не нашло отражения в правительственном документе.

– Вероятно, сказалось упразднение государственной структуры – Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, в чью компетенцию входило принятие решения, – отмечают в профсоюзе.

Обращение об урегулировании вопроса допуска профсоюзных представителей на территорию морских портов направлено Дмитрию Рогозину повторно.

– Мы предложили вернуться к данному вопросу, поскольку за это время актуальность не стала меньше, и незаконная практика отказов в оформлении пропусков нашим представителям со стороны руководителей коммерческих  организаций продолжается, – говорит Юрий Сухоруков.

Документ нужен один

– Проблема назрела давно. Сейчас во всех российских портах с тебя требуют один пропуск, чтобы попасть на территорию, другой – чтобы на судне побывать... Раньше выдавался один документ, по которому можно было пройти в любой порт Советского союза. Я лично по «корочке», выданной мне в Ленинграде, спокойно проходил в порты Одессы, Калининграда и Новороссийска. Считаю, что порядок прохода в порты должен быть проще для членов профсоюзов, – говорит председатель Балтийской территориальной организации РПСМ Александр Бодня.

На основе материала «Морской профсоюзный вестник»

20/11/12
На днях Конфедерация труда России обратилась к президенту Владимиру Путину с просьбой не допустить инициированные компанией «Аэрофлот — Российские авиалинии» изменения в Воздушный кодекс РФ,...
03/03/14
Чиновники продолжают искать рычаги воздействия на работодателей, использующих нелегальный труд приезжих. Сразу на нескольких площадках готовятся законопроекты, призванные навести порядок в этой сфере.
26/02/15
«Собственное классовое мировоззрение профсоюзного и демократического рабочего движения» — таково было название и главная тема семинара, проведенного на днях Конфедерацией труда России (КТР).
Новости LabourStart
Все новости на сайте www.labourstart.org
Ссылки: профсоюзы и сфера труда