Разговор начался с представления международной практики социальных переговоров между работниками, работодателями и представителями государства в рамках Международной организации труда. Затем состоялась дискуссия между участниками о том, почему в российских условиях профсоюзы не так эффективны. Участники сошлись во мнении, что сегодня прото-профсоюзами являются чаты в мессенджерах, которые позволяют объединяться по цеховому признаку и вырабатывать требования по минимальным ставкам и базовым условиям труда. «Впереди у нас еще длинный путь. С развитием рынка появление профсоюзов неизбежно», - заявила Ксения Леонтьева.
Со стороны продюсера Максима Матющенко прозвучало одобрение практики коллективных писем, определяющих минимальные ставки, поскольку она позволяет сделать рынок прозрачнее и планировать стоимость производства более эффективно. В то же время существуют опасения, что требования работников, разрабатываемые вне переговорного процесса, могут быть завышенными, что влечет несоответствие бюджетным возможностям продюсеров. Таким образом, коллективные переговоры с участием всех сторон — необходимое условие для здорового функционирования отрасли.
Своим опытом в самоорганизации при написании коллективных писем со ставками и составлением образца договора для вторых режиссеров поделилась Валерия Оксюта. О том, как начиналась работа над ставками в звукорежиссерском цеху рассказал и Никита Ганькин.
Межрегиональный профсоюз кинематографистов с начала 2022 года аккумулирует коллективные письма цехов в своем справочнике ставок, а также поддерживает кинематографистов в разработке образцов договоров, которые бы отражали интересы работников, а не только продюсеров.
По материалам
сайта МПК