Введите поисковый запрос!
24/11/23
В РТК обсудили новую редакцию Закона о занятости населения
В РТК обсудили новую редакцию Закона о занятости населения
27 октября состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В ходе заседания была обсуждена новая редакция Закона о занятости населения, подготовленная ко второму чтению в Государственной Думе.
Также члены РТК рассмотрели законопроекты, которыми требование о лицензировании деятельности по трудоустройству граждан РФ за рубежом предлагается заменить на уведомительный порядок осуществления такой деятельности в отношении моряков.

Ещё одним важным пунктом повестки было внесение изменений в Положение о государственном контроле в сфере труда, предполагающих уточнение целевых значений ключевых показателей данного вида надзора на 2024 и 2025 годы, а также пересмотр Перечня значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда, используемого для отнесения объектов контроля к категориям риска.

Также члены РТК рассмотрели иные проекты нормативных правовых актов по таким вопросам как: отмена формы ходатайства о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста; отмена порядка определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания и осуществления компенсационной выплаты в связи с принятием замещающего регулирования; предоставление субсидий в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан; и др.

Далее подробнее о рассмотренных вопросах.


1. О проекте федерального закона № 275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации»

Проект федерального закона № 275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – законопроект) находится на рассмотрении Госдумы РФ. Членам РТК была представлена редакция, подготовленная ко второму чтению.

Законопроект призван заменить Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». 
Законопроект определяет правовые, экономические, организационные основы госполитики в сфере занятости населения, госконтроля за соблюдением законодательства о занятости населения.

По сравнению с действующей редакцией Закона о занятости вводятся новые главы, посвящённые мерам противодействия нелегальной занятости, и участию социальных партнёров в разработке и реализации государственной политики в сфере занятости населения.

Также в законопроекте упоминается платформенная занятость. В частности, указано, что особенности деятельности платформенных занятых регулируются отдельным федеральным законом. Тем самым разработчики отказались от предлагаемого в первоначальной редакции законопроекта определения платформенной занятости, отнеся данный вопрос к предмету регулирования иного федерального закона, который предстоит принять.

Новеллой законопроекта является обязательное использование индивидуального плана содействия занятости гражданина. Такой план составляется по итогам прохождения гражданином обязательного профилирования при обращении в службу занятости.

Одновременно, основания для признания безработным и снятия с учёта в качестве безработного, соответственно, по сравнению с действующим законом о занятости предусматривают три новых основания для непризнания безработным/снятия с учёта: непрохождение профилирования, отказ от согласования индивидуального плана содействия занятости или изменений в него и наличие статуса плательщика налога на профессиональный доход. При этом основание, связанное со статусом плательщика налога на профессиональный доход, появилось в доработанной ко второму чтению редакции законопроекта.

Ещё одним важным изменением по сравнению с действующим регулированием является введение механизма индексации пособия по безработице. Так, в законопроекте прямо прописываются размеры минимального и максимального пособия по безработице. Максимальный размер в первые три месяца 12792 рубля, далее – 5000 рублей; минимальный размер – 1500 рублей, что соответствует размерам пособия, установленным постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. № 2046. Пособие подлежит индексации – один раз в год с 1 февраля исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год.

Вместе с тем, сохраняются размеры соотношений с предшествующим заработком при расчёте пособия по безработице: в первые три месяца безработицы – 75% процентов среднего заработка; в следующие три – 60 % от среднего заработка.

Законопроектом предполагается переходный период для применения норм о профилировании гражданина и формирования индивидуального плана содействия занятости – с 1 января 2025 года по 30 марта 2025 года, предполагающий особенности применения данных норм.

Также устанавливается, что законопроект вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых данной статьёй установлены иные сроки вступления их в силу.  
В частности, предусматриваются различные сроки утраты силу законодательных актов и их положений. Градация осуществляется по трём датам: с 1 января 2024 года; с 1 сентября 2024 года и 1 января 2025 года.

Можно обратить внимание, что с 1 сентября 2023 года утратит силу статья 18.1 Закона о занятости, регулирующая вопросы осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала).

В целом Закон о занятости утратит силу с 1 января 2025 года, включая статью 18, регулирующую лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

По итогам обсуждения члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.

Также была поддержана практика Государственной Думы в части привлечения социальных партнёров для участия в подготовке законопроектов в области социально-трудовых и связанных с ними отношений.

Кроме того, сторонам профсоюзов и работодателей предложено сформулировать предложения в проект постановления Государственной Думы при принятии закона в третьем чтении и направить их в Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов.

2. О проектах федеральных законов: 

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Законопроект № 1); 

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства» (далее – Законопроект № 2); 

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Законопроект № 3)

Законопроекты предполагают отказ от лицензирования деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации. Вместо этого в части деятельности по трудоустройству за границей моряков предполагается ввести иную форму регулирования - уведомительный порядок начала осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков. Устанавливаются требования к осуществлению данной деятельности российскими юридическими лицами (далее – круинги). Соответствующие изменения предполагаются Законопроектом № 1.

В соответствии с Законопроектами № 1 и 2 контроль за выполнением круингами соответствующих требований планируется осуществлять в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Для этого на Роструд возлагаются необходимые полномочия, в том числе полномочия по ведению реестра российских юридических лиц, уведомивших о начале осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков.

Законопроектом № 3 в КоАП РФ вводится соответствующая административная ответственность – вместо статьи 18.13 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за незаконную деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей, вводится статья 5.27.2 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение требований законодательства при осуществлении деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства. При этом сохраняются размеры штрафных санкций.

В соответствии с Законопроектом № 1 требования к деятельности круингов будут соответствовать действующим лицензионным требованиям при осуществлении круингами деятельности по трудоустройству за границей моряков, предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 года № 2535 (далее – Положение о лицензировании № 2535). 

При этом при переносе требований из Положения о лицензировании № 2535 нашло отражение замечание ФПРМТ о необходимости уточнения требований к деятельности по трудоустройству за границей моряков в целях приведения в соответствие с КТМС, в том числе с учётом внесения изменений в КТМС принятых в 2022 году, вступающих в силу 23 декабря 2024 года в части информирования моряков при заключении трудового договора о возможности получить компенсацию денежного ущерба в результате невыполнения круингом или судовладельцем своих обязательств.

Основным замечанием ФПРМТ к законопроектам, которое не учтено в их тексте, является необходимость распространить предлагаемый уведомительный порядок регулирования также на деятельность по трудоустройству моряков на суда, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации, в целях обеспечения полной реализации требований Стандарта А1.4 «Подбор и трудоустройство» КТМС в Российской Федерации.

Ранее на площадке РТК велась работа над законопроектами, которыми предлагалось отказаться от лицензирования деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за рубежом и ввести требование об аккредитации соответствующей деятельности только в отношении моряков. 

При рассмотрении данных законопроектов также ставился вопрос о создании единой системы регулирования деятельности по трудоустройству моряков на суда независимо от государства флага судна.

Данная позиция, как позиция профсоюзной стороны, была зафиксирована при рассмотрении законопроектов на заседании РТК 23 сентября 2022 года. Кроме того, в протоколе заседания РТК были зафиксированы дальнейшие действия в целях дальнейшего совершенствования регулирования данной деятельности в соответствии с требованиями КТМС.

При обсуждении Законопроектов № 1, 2, 3 в связи с сохранением замечания о создании единой системы регулирования деятельности круингов предложено перенести в решение РТК соответствующие данному замечанию формулировки из протокола заседания РТК 23 сентября 2022 года.

Кроме того, членами РТК выражена обеспокоенность в отношении сохранения лицензионных требований на период до принятия уведомительного порядка с учётом предстоящего принятия Законопроекта № 275599-8. 

Дополнительно стороной работодателей поставлен вопрос об обоснованности сохранения сумм штрафных санкций в вводимой в КоАП РФ статье 5.27.2 вместо планируемой к отмене статье 18.13 КоАП РФ.

По итогам обсуждения члены РТК согласились в основном с проектами федеральных законов.

Одновременно, в решении РТК поданному вопросу зафиксировано, что сторона профсоюзов и сторона работодателей отмечают необходимость обеспечения преемственности («бесшовного перехода») при изменении формы регулирования деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, с учётом рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального закона № 275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации».

Также Минтруду России предложено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Федерацией профсоюзов работников морского транспорта и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Российская палата судоходства» дать оценку существующему регулированию деятельности по трудоустройству моряков на суда под российским флагом, установленному приказом Минздравсоцразвития России от 8 декабря 2009 года № 962н, на предмет соответствия положениям Правила 1.4 и Стандарту А1.4 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС) и проработать вопрос о допустимой и достаточной форме регулирования данной деятельности с учётом указанных требований КТМС. Минтруду России после принятия федеральных законов провести анализ правоприменительной практики их реализации и провести консультации по данному вопросу с социальными партнёрами.

Отмечена позиция стороны профсоюзов о необходимости создания единой системы регулирования деятельности по трудоустройству моряков независимо от национальности судна, на которое осуществляется трудоустройство в соответствии с требованиями КТМС.

Кроме того, МВД России предложено направить в секретариат Комиссии информацию по реализации полномочий в части выявления в данной сфере правонарушений (включая их количество и тяжесть), применению штрафных санкций.

3. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Проектом постановления предполагается признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 487 «Об утверждении формы ходатайства работодателя, заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста», от 6 июня 2013 г. № 481 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 487», с внесёнными в него изменениями.

Проект разработан в связи с изменениями в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которыми полномочия принятию соответствующей формы ходатайства переданы МВД России.

Члены РТК согласились в основном с проектом постановления.

4. О постановлении Правительства Российской Федерации от 17 октября 2023 г. № 1717 «О внесении изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2023 г. № 1717 «О внесении изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление) признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. № 168 «О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов». 

Также постановлением исключены из перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» нормативные правовые акты регулирующие вопросы предоставления лечебно-профилактического питания в связи с вредными условиями труда, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. № 168, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. № 45н, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. №.
Постановление было разработано в связи с принятием заменяющего регулирования, а именно: 

- приказа Минтруда России от 12 мая 2022 года № 291н «Об утверждении перечня вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов»;

- приказа Минтруда России от 16 мая 2022 г. № 298н «Об утверждении перечня отдельных видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания».

В связи с тем что постановление уже принято, то члены РТК приняли информацию о нём к сведению.

5. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 1230»

Проектом постановления предполагается в Положении о госконтроле в сфере труда уточнить целевые значения ключевых показателей надзора в сфере труда на 2024 и 2025 годы, а также пересмотреть Перечень значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда, используемых для отнесения объектов контроля к категориям риска.

В Положении о госконтроле в сфере труда предлагается установить целевые значения ключевых показателей надзора в сфере труда на 2024 и 2025 годы, которые оценивают производственный травматизм и размер задолженности по заработной плате. 

По сравнению с показателями по травматизму, утверждёнными на 2022-2023 годы, увеличивается целевой показатель по количеству человек, погибших при несчастных случаях. Так, если в 2023 году целевым значением данного показателя по количеству человек, погибших при несчастных случаях, предполагалось не более 1,45 человека на 100 тыс. занятых, то в 2024 и 2025 годах предполагается не более 1,59 и 1,58 человека, соответственно. На 2024 год сохраняется значение показателя по количеству человек, пострадавших на производстве с тяжёлыми последствиями, -  не более 5,6 человека на 100 тыс. занятых, в 2025 году данный показатель снижается – не более 5,55 человека. Также незначительно снижается показатель, отражающий размер задолженности по заработной плате.

Перечень значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда, используемых для отнесения объектов контроля к категориям риска, предлагается утвердить в новой редакции. Значения данного показателя приводятся по укрупнённым видам экономической деятельности (далее – ВЭД).

Предполагается увеличение показателя оценки потенциального вреда для трёх ВЭД («Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», «Обрабатывающие производства», «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»). Для остальных ВЭД показатель снижается.

В ходе предварительного обсуждения проекта постановления отмечалось, что показателей по производственному травматизму находятся под влиянием ситуации с производственным травматизмом в новых регионах, которая не зависит от эффективности государственного контроля в сфере труда.

На заседании РТК профсоюзная сторона возразила в отношении применения для расчётов показателя потенциального вреда данных по смертельному травматизму Росстата, учитывая, что Росстат собирает соответствующую статистику не по полному кругу организаций, а поэтому его данные не отражают ситуацию со смертельным травматизмом в целом. В этой связи, профсоюзной стороной поставлен вопрос о создании единой системы учёта несчастных случаев на производстве, в том числе когда с пострадавшим не был заключён трудовой договор. 

По итогам обсуждения были отмечены позиции сторон. 
Сторона Работодателей поддержала в основном проект постановления в уточнённой редакции.

Сторона профсоюзов обратила внимание, что при подготовке проекта постановления Минтрудом России использовались неполные данные Росстата о смертельном травматизме на производстве, и предложила Минтруду России провести консультации в части необходимости создания единой системы учёта несчастных случаев на производстве.

Также Минтруду России, Роструду и Социальному Фонду России предложено совместно с социальными партнёрами провести работу по отбору работающего предприятия для анализа ситуации с групповыми несчастными случаями на производстве, тяжёлыми несчастными случаями на производстве и несчастными случаями на производстве со смертельным исходом; Роструду и Социальному Фонду России на примере отобранного предприятия - провести анализ причин несчастных случаев на производстве, установленных трудовых отношений и осуществляемых выплат в связи с несчастными случаями на производстве за 2022 год. После чего, Минтруду России, Минздраву России, МЧС России совместно с социальными партнёрами на основе проведённого анализа предложено при необходимости подготовить предложения по изменению порядка учёта несчастных случаев на производстве.

6. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан»

Изменения предлагаются в Правила предоставления субсидий в 2023 году из бюджета Социального Фонда России (СФР) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан, утверждённые постановлением Правительства РФ от 13 марта 2021 году № 362. Субсидия предполагает частичную компенсацию затрат на заработную плату отдельных категорий трудоустраиваемых работников в сумме МРОТ, увеличенной на сумму страховых взносов и районный коэффициент.

Проект постановления предполагает включение в категории граждан, за трудоустройство которых предоставляется субсидия, – граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, сверх установленной квоты.

Также в число работодателей, участвующих в мероприятиях, предлагается включить работодателей, учредителем которых являются физические лица, признанные в установленном порядке инвалидами и (или) общероссийские общественные организации инвалидов.

Одновременно предусматриваются повышенная частичная компенсация затрат на выплату заработной платы, а именно: 
- для работодателей, трудоустраивающих инвалидов сверх установленной квоты поддержка составит 1 МРОТ через 1 месяц трудоустройства, 1,5 МРОТ после 3-х и 2 МРОТ по истечении 6 месяцев после трудоустройства инвалида;

- если работодателем инвалида является индивидуальный предприниматель-инвалид, или инвалид трудоустраивается в организацию, учредителем которой является инвалид и (или) общественная организация инвалидов, то размер поддержки составит 1 МРОТ через месяц, 2 МРОТ – через 3 месяца работы, 3 МРОТ через 6 месяцев после трудоустройства. 

При обсуждении проекта постановления были высказаны сомнения в обоснованности градации предоставляемых мер поддержки для работодателей, трудоустраивающих инвалидов сверх установленной квоты, и для работодателей, являющихся индивидуальным предпринимателем-инвалидом, или чей учредитель является инвалидом и (или) общественной организацией инвалидов, и трудоустраивающих инвалидов.
По итогам обсуждения члены РТК согласились в основном с проектом постановления.

Также сторона профсоюзов и сторона работодателей предложили установить следующие размеры государственной финансовой поддержки работодателей, выполнивших квоты по трудоустройству инвалидов и готовых принять инвалидов на работу сверх установленной квоты: 1 МРОТ через месяц работы, 2 МРОТ - через 3 месяца работы и 3 МРОТ - через 6 месяцев работы после трудоустройства инвалида.

Кроме того, Минтруду России предложено представить в секретариат РТК статистическую информацию о результатах квотирования трудоустройства инвалидов в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации.

7. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 1011»

Изменения предлагаются в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 1011 «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии»» (далее – Конкурс).

Проект постановления предполагает увеличение размера денежных поощрений призёрам Конкурса с учётом индекса потребительских цен, а также поднятия престижа Конкурса.
Предлагается увеличить размер поощрения за 1, 2 и 3 место, соответственно до 1 млн. рублей, 500 тыс. рублей, 300 тыс. рублей в каждой из пяти номинаций.

Члены РТК согласились с проектом постановления.


27/08/21
23 июля 2021 года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений.
24/04/23
31 марта текущего года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
19/11/22
28 октября текущего года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Новости LabourStart
Все новости на сайте www.labourstart.org
Ссылки: профсоюзы и сфера труда