Введите поисковый запрос!
09/10/17
Плановые проверки госинспекторов труда надо унифицировать, а не ограничивать
На РТК профсоюзы выступили против ухудшения положения работающих пенсионеров, урезания полномочий госинспекторов труда при плановых проверках и за сохранение единственного в своем роде акта 1929 года. Также заслушали выступления глав Минфина и Минэкономики, рассмотрели проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС РФ и ФОМС) на ближайшие три года.
9

Заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений прошло 18 сентября.

Сохранен действующим акт 1929 года

Правительство РФ представило на РТК проект постановления О признании не действующими шести актов СССР. Акты принимались в период с 1929 года по 1990 гг., по таким вопросам как: рабочее время и время отдыха, выплата заработной платы, совместительство.

До вынесения на заседания РТК в данном проекте фигурировал еще один документ - Постановление СНК СССР от 24 сентября 1929 г. «Об утверждении постановления о рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю».

Несмотря на год принятия, данный документ остается единственным, в котором содержится требование, что продолжительность междусменного отдыха должна составлять не менее двойной продолжительности времени работы в предыдущей смене. Аналогичное регулирование в Трудовом кодексе РФ отсутствует. А значит отмена Постановления может повлечь ухудшение положения работников, посчитали в КТР и ряде других профсоюзов, и предложили документ сохранить. Что и было сделано.

Отдельно в КТР отметили важность значения, которое имеет правовое регулирование продолжительности ежедневного отдыха работников, и предложила инкорпорировать соответствующую норму в Трудовой Кодекс.

Гарантия права госинспекторам труда задавать любые вопросы при плановых проверках

На заседании РТК рассматривалось постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 года № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Принятый документ ввел требование использовать проверочные листы в ходе плановых проверок сотрудников государственного надзора в сфере труда. Профсоюзы обратили внимание на оговорку о том, что государственный инспектор труда ограничен кругом вопросов, который будет содержатся в соответствующем списке (перечне). Списки сейчас разрабатываются Рострудом. Однако анализ юристов КТР показал, что уже предлагается исключить такие вопросы, как законность увольнения, проверки расчет сумм выплаченной зарплаты и других выплат, изменения индивидуальных условий труда, возмещения затрат работодателя, связанных с обучением работника.

Данное изменение было введено после вступления в силу закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Как отметили профсоюзы, это было вовсе не обязательно: закон предоставлял такую возможность, но вовсе не обязывал. Тем не менее, такая норма появилась в Положении, которое регулирует порядок государственного надзора.

В своем замечании к постановлению, КТР зафиксировало что такое идет в разрез с требованиями Конвенции N 81 МОТ «Об инспекции труда». Конвенция закрепляет право инспектора труда осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются.

А также сформулировали ряд предложений, например, поменять цель списка контрольных вопросов: поставить во главу угла унификацию подхода к проведению плановых проверок. И дополнить постановление формулировкой, гарантирующей право государственного инспектора труда выйти за пределы списка контрольных вопросов, если он сочтет это необходимым.

Трудовое законодательство не создает никаких препятствий для роста производительности труда

Участники заседания обсудили программу и приоритетный проект Минэкономразвития России, цель которых повысить производительность труда и поддержку занятости. Они называются соответственно: «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и проект «Создание Федерального центра компетенций в области производительности труда».

Предполагается, что программа пройдет с 2018 года по 2025. Начнется с охвата 15 субъектов и 150 предприятий и постепенно расширится до 85 субъектов и 850 предприятий. В рамках программы будет создан центр, который займется сбором информации о лучших практиках в области профессиональной квалификации, их анализом и распространением, а также координацией работы таких же центров на уровне субъектов.

Однако профсоюзная сторона выразила свои возражения против одной из составляющих данной государственной программы, которая предполагает внесение изменений в трудовое законодательство. Профсоюзная сторона отметила, что использованные в паспорте проекта формулировки не позволяют оценить, какие изменения планируются, а, следовательно, не может согласиться с тем, чего не может оценить. Также было отмечено, что трудовое законодательство не создает никаких препятствий для роста производительности труда.

В связи с тем, что данная программа требует финансирования из бюджета, вице-премьер О.Ю. Голодец, под председательством которой проходило заседание РТК, обозначила необходимость оценить последствия реализации данной программы с точки зрения роста благосостояния граждан, а не только интересов бизнеса.

Нельзя ухудшать положение работающих пенсионеров

Членам РТК был представлен проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Бюджет планируется дефицитным, при этом предполагается сохранение действующих тарифов. Одновременно в бюджет ПФР закладывается сокращение трансфертов Пенсионному фонду из федерального бюджета.

При формировании доходной части сохраняется продление моратория на перечисление страховых взносов на накопительную пенсию на весь период прогноза.

При этом в проект бюджета ПФР заложена ежегодная индексация осуществляемых фондом выплат. Однако в отношении работающих пенсионеров индексация пенсий бюджетом не предусматривается.

Профсоюзная сторона выразила несогласие с таким решением в отношении работающих пенсионеров, поскольку они продолжают не только работать, но и продолжают осуществлять отчисления в пенсионную систему. А это значительно ухудшает положение работающих пенсионеров по сравнению с неработающими пенсионерами.

Проект федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Проект на заседании РТК представил лично Министр финансов РФ Антон Силуанов. Он обозначил основные цели, на которые направлен бюджет: поддержка экономического роста; снижение зависимости бюджета от цен на нефть и газ; выполнение социальных обязательств, что предполагает их индексацию; сохранение уровня налоговой нагрузки при одновременном повышении качества собираемости налогов за счет улучшения качества налогового администрирования.

Наиболее весомыми строчками расходов федерального бюджета обозначены такие как: национальная оборона, социальная, а также национальная политика.

В социальной части планируется небольшой рост расходов федерального бюджета на образование и социальную политику.

Снижение расходов предполагается в отношении культуры и кинематографии, здравоохранения, физической культуры и спорта.

Повышение МРОТ

Членам РТК был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с повышением минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения».

Данный законопроект должен повысить МРОТ с 1 января 2018 года до 9489 рублей, что составляет 85% от прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 г. Действующий с 1 июля 2017 года МРОТ составляет 7800 рублей в месяц. Законопроект был представлен Минтрудом России.

Согласно законопроекту, начиная с 1 января 2019 года МРОТ должен сравняться с размером прожиточного минимума трудоспособного населения по РФ за второй квартал предыдущего года. Также устанавливается гарантия о сохранении размера МРОТ неизменным в случае снижения показателя о прожиточном минимуме.

Законопроект предполагает сохранение состава действующей потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения на 2018-2020 гг., а Правительству РФ будет предоставлено право регулировать порядок установления величины прожиточного минимума в целом по РФ.

Профсоюзная сторона РТК, в свою очередь, отметила необходимость установить МРОТ на уровне размера прожиточного минимума уже с 1 января 2018 года.

Перенос выходных дней в 2018 году

На заседании был рассмотрен проект постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2018 году».

Проект разработан в соответствии со статьей 112 ТК РФ в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней.

Согласно проекту предполагается в 2018 году перенести следующие выходные дни:
- с субботы 6 января на пятницу 9 марта;
- с воскресенья 7 января на среду 2 мая;
- с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля;
- с субботы 9 июня на понедельник 11 июня;
- с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.

В результате переноса выходных дней в 2018 году планируются следующие дни отдыха:
- с 30 декабря 2017 года по 8 января 2018 года;
- с 23 по 25 февраля;
- с 8 марта по 11 марта;
- с 29 апреля по 2 мая и 9 мая;
- с 10 по 12 июня;
- с 3 по 5 ноября.

Правительство закладывает рост реальной зарплаты в прогноз социально-экономического развития до 2020 года

Доклад об основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ членам РТК представил Министр экономического развития Максим Орешкин. Период — на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Министр отметил позитивные тенденции в сфере экономического развития за январь-июль 2017 года, на уровне выше тех, что министерство ожидало в апреле 2017 года, когда работало над проектом своего прогноза.

Традиционно, прогноз представлен в трех вариантах - базовый, консервативный и целевой. Исходя из базового варианта, осуществляется планирование федерального бюджета. Целевой прогноз предполагает более благоприятные условия для развития российской экономики. В основе консервативного варианта лежит предпосылка о более существенном замедлении мирового экономического роста по сравнению с базовым и целевым вариантами.

При этом, все варианты прогноза предполагают прогноз по инфляции в пределах 4 %, реализацию бюджетной политики исходя из цены на нефть в размере $40 за баррель. Также учитывается условие о предполагаемом сохранении санкционных мер в отношении РФ.

Во все три варианта прогноза закладывается рост реальной заработной платы. При этом максимальный рост этого показателя 3,9 % предполагается в 2018 года базовым и целевым вариантами, а минимальный - консервативном в 2019 году (в размере 0,2%). При этом прогноз в части реальных располагаемых доходов населения отстает от реальных заработных плат. Так, максимальный рост располагаемых доходов населения в следующие три года ожидается в размере 2,3 % в 2018 году в целевом варианте прогноза.

Позитивный прогноз в части роста реальных заработных плат министр объяснил повышенным спросом на рабочую силу в связи с ростом экономики, что происходит на фоне безработицы на низких уровнях (по прогнозу к 2020 году снизится до уровня 3,7 %), а также предполагаемого снижения рабочей силы из-за демографических тенденций в России.

Также на рост реальных заработных плат в 2018 году будет влиять необходимость выполнить «майские» указы Президента РФ в части повышения оплаты труда отдельных категорий бюджетников.

При разработке законопроекта о бюджете Фонда социального страхования нарушили принцип социального партнерства

Члены РТК рассмотрели проект федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Законопроект предполагает значительное увеличение дефицита бюджета ФСС РФ к 2020 г. Произойдет это из-за значительного роста дефицита в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности. Тогда как в части в части средств страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний практически на неизменном уровне сохранится профицит бюджета.

Проект переносит сроки завершения перехода на прямые выплаты в связи со случаями временной нетрудоспособности с 2021 года на 2024 год. Тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний планируется сохранить путем принятия соответствующего федерального закона.

Профсоюзы выразили отрицательное мнение касаемо того, как предлагается использовать остатки средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование дефицита бюджета фонда в части обязательного социального страхования на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Примечательно, что позицию профсоюзов поддержала и сторона работодателей.

Более того, поскольку данное мнение в июне 2017 года от двух сторон РТК выражалось в ходе подготовки проекта бюджета ФСС РФ, но не было учтено, то обе стороны отметили нарушение принципов социального партнерства в ходе разработки законопроекта.

Также и сторона профсоюзов, и сторона работодателей заявили позицию о том, что в случае использования остатка средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний без учета мнения сторон социального партнерства, такое решение должно приниматься в качестве временной меры только на 2018 год без пролонгации на 2019-2020 годы и предусматривать возврат этих средств.

Завершение перехода на прямые выплаты в связи со случаями временной нетрудоспособности переносятся с 2021 года на 2024 год

На заседании был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Данный проект предполагает перенос сроков завершения перехода на прямые выплаты в связи со случаями временной нетрудоспособности с 2021 года на 2024 год. Изменения вносятся в федеральный закон, которым этот срок сейчас оговорен, а именно - в федеральный закон, которым осуществлена передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Принятие законопроекта мотивировано необходимостью уменьшить дефицит фонда ФСС РФ, в связи с тем, что переход на прямые выплаты требует возврата денежных средств из бюджета ФСС РФ работодателям на момент такого перехода.

В сфере охраны труда разграничены полномочия между Рострудом, Роспотребнадзором, Ростехнадзором и Росздравнадзором

Члены РТК рассмотрели проект федерального закона, который планирует внести изменения в ряд законодательных актов для исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда.

Законопроект разграничивает полномочия между Рострудом, Роспотребнадзором, Ростехнадзором и Росздравнадзором. При этом, Роструд становится уполномоченным органом, осуществляющим контроль в сфере охраны труда. Дополнительно проект вводит возможность зачета результатов специальной оценки условий труда (СОУТ) для целей производственного контроля, и наоборот.

Документ ранее уже рассматривался на заседании РТК 30 июня 2017 года, но в другой редакции. Тогда текст предполагал возложение на Роспотребнадзор обязанности согласовывать утверждаемые им федеральные санитарные правила с Минтрудом России, а на Минтруд России - согласовывать с Роспотребнадзором методику проведения СОУТ.

Кроме того, законопроект предусматривал пересмотр федеральных санитарных норм и правил, устанавливающих санитарно-гигиенические требования к условиям труда в срок до 31 декабря 2022 года.

Однако эти нормы из представленного к заседанию РТК законопроекта были исключены из-за возражений Роспотребнадзора.

Уточнение текста договоров сезонных работников

На РТК был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 294 Трудового кодекса Российской Федерации».

Данная статья регулирует труд сезонных работников. Законопроект вводит дополнительную обязанность работодателя. Включать в текст трудового договора, заключаемого с такими работниками, условие, которое оговаривает, полагается ли работнику оплата расходов по проезду к месту работы или нет.

Корректировка системы оплаты труда федеральных бюджетников

На заседании был рассмотрен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Данный проект предполагает внесение изменений в регулирование системы оплаты труда федеральных бюджетников.

В частности, изменения планируется внести в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», а также в Положение об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 года № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий».

В первую очередь, изменения, вносимые в отмеченные нормативные правовые акты, касаются вопросов формирования предельного соотношения в оплате труда этой категории работников в тех организациях, для которых предусматривается возможность устанавливать систему оплаты труда без учета предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы работников и средней заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров.

В частности вводится норма о форме принятия решения о предельном уровне соотношения среднемесячной заработной платы, а также о субъекте, уполномоченном устанавливать такое предельное соотношение. Предполагается, что для федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) такое решение будет оформлено путем принятия нормативного акта учредителя, для остальных – нормативного акта федерального органа исполнительной власти или государственной корпорации, в ведении которых находятся соответствующие федеральные учреждения, а также нормативного акта федерального учреждения – главного распорядителя средств бюджета.

Одновременно вводится оговорка о дополнительном согласовании предельного уровня соотношения средней заработной платы в кратности 1 к 15 и выше и определяется лицо, с которым такое согласование необходимо провести.

Кроме того, проект предполагает распространение действующего Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (которым введены новые системы труда) на учреждения в ведении государственных корпораций.

Правила обмена информации для формирования в электронной форме листка нетрудоспособности

Членам РТК был представлен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа».

Предполагается, что формирование электронного листка нетрудоспособности будет осуществляться с письменного согласия застрахованного лица при условии участия медицинской организации и страхователя в системе информационного взаимодействия. При этом такая система будет осуществляться с использованием Федеральной государственной системы «Единой интегрированной информационной системы «Соцстрах», оператором которой является Фонд социального страхования РФ.

В перечень работающих на чемпионате мира по футболу Россия-2018 добавлена одна организация

На заседании был представлен проект распоряжения Правительства РФ о внесении изменений в перечень дочерних организаций FIFA, дочерних организаций автономной некоммерческой организации «Организационный комитет «Россия-2018», а также контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, которые вправе устанавливать работникам, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, ненормированный рабочий день, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2769-р.

Распоряжение включает в перечень Host Broadcast Services (HBS) AG, Швейцария. Эта организация осуществляет телевизионное вещание с места проведения чемпионатов мира по футболу. О ее включении в перечень поступило обращение FIFA.

Сохранен действующий тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве

Члены РТК ознакомились с проектом федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Проектом предполагается сохранить действующий уровень тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Медработникам в период 2019 и 2020 годов ежегодно будут повышать зарплату на индекс потребительских цен (на 4%)

На РТК был представлен проект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Данный бюджет также как и бюджеты ПФР и ФСС РФ предполагает наличие дефицита, в связи с чем, закладывается необходимость межбюджетного трансферта из федерального бюджета.

Расходная часть бюджета предполагает осуществление субвенций бюджетам территориальных органов ОМС, за счет которых, в частности, планируется обеспечить в периоде 2019 и 2020 годов ежегодное (с 1 января) повышение заработной платы медицинских работников на индекс потребительских цен (на 4%).

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (сокращенно - РТК) – трехсторонний орган социального партнёрства на федеральном уровне. Сформирована на паритетной основе, в её состав делегировано по 30 представителей от каждой стороны: общероссийских объединений профессиональных союзов; общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.

Одной из задач РТК является проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения. Каждая из сторон РТК вправе принять собственное решение по рассматриваемым вопросам.


РТК рассмотрела вопрос  лицензирования деятельности по трудоустройству заграницей
25/05/23
28 апреля текущего года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Информация по итогам апрельского заседания РТК
15/05/20
24 апреля 2020 очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений года в связи с неблагоприятной...
Закон о проведении ЧМ-2018 будет изменен по требованию профсоюзов
25/10/13
25 октября на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) состоялось рассмотрение вопроса о...
Новости LabourStart
Все новости на сайте www.labourstart.org
Ссылки: профсоюзы и сфера труда