Введите поисковый запрос!
11/11/19
Сохраним право работающих родителей на пособие по уходу за ребёнком
Сохраним право работающих родителей на пособие по уходу за ребёнком
В сентябре 2019 года для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru был вынесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании». Законопроект подготовлен Министерством труда России и в числе прочего предполагает выплату пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет только в том случае, если получающий его родитель лично осуществляет уход за ребёнком. Тем самым законопроект ставит под угрозу благополучие огромного числа семей, которые вынуждены совмещать работу на условиях неполного рабочего времени с уходом за детьми для обеспечения необходимого уровня жизни. Прежде всего пострадают семьи, в которых доходы от занятости матери малолетнего ребёнка являются основным источником дохода.
Заявление Комиссии по гендерному равенству КТР

Сохраним право работающих родителей на пособие по уходу за ребёнком до полутора лет

Комиссия по гендерному равенству КТР предлагает уточнить норму о выплате пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет
В сентябре 2019 года для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru был вынесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании» (ID проекта: 01/05/09-19/00094739).
Законопроект подготовлен Министерством труда и социальной защиты РФ (далее — Минтруд России) и в числе прочего предполагает выплату пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет только в том случае, если получающий его родитель («застрахованное лицо») лично осуществляет уход за ребёнком. Тем самым законопроект ставит под угрозу благополучие огромного числа семей, которые вынуждены совмещать работу на условиях неполного рабочего времени с уходом за детьми для обеспечения необходимого уровня жизни. Прежде всего пострадают семьи, в которых доходы от занятости матери малолетнего ребёнка являются основным источником дохода.

О проблеме

В действующей редакции федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — ФЗ № 255-ФЗ) есть статья 11.1. «Условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком». В соответствии с частью 2 данной статьи право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Продолжительность неполного рабочего времени законом никак не оговаривается.
В соответствии со складывающейся на сегодняшний день практикой применения указанной статьи Фонд Социального Страхования (ФСС) по своему усмотрению может лишить пособия работающего родителя (в подавляющем большинстве случаев это мать ребёнка), поставив под сомнение возможность совмещения занятости и ухода за ребёнком. Добиваться возвращения пособия приходится через суд, и суды далеко не всегда занимают сторону родителя.
По инициативе Минтруда в ФЗ № 255-ФЗ законопроектом статья 11.1 дополняется новым пунктом 5, в следующей редакции: «В случае, если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребёнком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребёнком прекращается».
Тем самым, законопроект ухудшит ситуацию со спорным толкованием нормы закона, поскольку не существует как нормы, обязывающей осуществлять уход за ребёнком только одно лицо, так и способов объективного измерения вклада членов семьи в уход.
Более того, пункт 4 ФЗ № 255-ФЗ гласит: «В случае, если уход за ребёнком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком предоставляется одному из указанных лиц». То есть, законодатель изначально признавал, что члены семьи вносят тот или иной вклад в уход за ребёнком и деление на «ухаживающих» и «не ухаживающих» относительно.
Кроме того, пособие компенсирует только 40% утраченного заработка родителя, осуществляющего уход, и здесь существует верхняя планка для выплат (26 152 руб. в 2019 году), а минимальный размер пособия на данный момент всего 3 277 рублей. Рождение ребёнка резко увеличивает расходы семьи, которые не восполняются пособием по уходу за ребёнком. В этой ситуации совмещение ухода за ребёнком и занятости, приносящей доход, более чем оправдано.
Минтруд России подходит к этой проблеме исключительно бюрократически, не принимая во внимание разнообразие форм занятости и участие в уходе за ребёнком всех членов семьи. В результате, ведение новой нормы ухудшит финансовое положение семей с детьми и будет стимулировать уход работающих женщин в неофициальную занятость ради сохранения пособия.

Предложения

Изложить пункт 8 статьи 2 проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании» (ID проекта: 01/05/09-19/00094739) в следующей редакции:
«8) статью 11.1 дополнить частью 5 следующего содержания:
5. Право застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком сохраняется в случае, если в период отпуска по уходу за ребёнком застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, продолжительность которого составляет менее 100% от стандартной занятости в этой сфере и на соответствующей должности».
Такая редакция позволит матери ребёнка (или другому лицу, осуществляющему уход) работать менее 40 часов в неделю (в случае обычной рабочей недели продолжительностью 40 часов) и не потерять пособие по уходу за ребёнком. ФСС утрачивает возможность лишить её пособия на основании предположений, что она не осуществляет уход.



07/05/24
В апреле Федеральная служба государственной статистики опубликовала данные о средней заработной плате трудящихся женщин и мужчин по результатам очередного выборочного обследования, проведенного в...
14/11/22
17-22 ноября состоится 5-й Всемирный конгресс Международной конфедерации профсоюзов, в центре внимания которого требование нового общественного договора.
26/12/22
Устав Международной конфедерации профсоюзов содержит указания на гендерные вопросы в двух основных аспектах.  В общих положениях и целях организации отмечается историческая и современная роль трудящихся...
Новости LabourStart
Все новости на сайте www.labourstart.org
Ссылки: профсоюзы и сфера труда