Введите поисковый запрос!
23/08/23
РТК рассмотрела законопроект о повышении МРОТ с 2024 года
РТК рассмотрела законопроект о повышении МРОТ с 2024 года
Членами РТК рассмотрен законопроект о повышении МРОТ с 2024 года, а также законопроекты, сохраняющие право на получение пособия по уходу за ребёнком, если женщина или иное лицо его получающее, выходят на работу из отпуска по уходу за ребёнком ранее достижения им возраста полутора лет или в период предоставленного отпуска по уходу за ребёнком работает у другого работодателя.
28 июля 2023 года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Также в повестке заседания фигурировали проекты постановлений Правительства РФ по следующим вопросам: установление обязательной доли иностранных работников на 2024 год, дополнение особенностей регулирования трудовых отношений в текущем году, изменение в порядке аккредитации организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда и другие.

Кроме того, члены РТК утвердили проект Единого плана первоочередных мероприятий РТК на II полугодие 2023 года по реализации мероприятий Генерального соглашения на 2021-2023 годы.

Далее подробнее о рассмотренных вопросах.

1. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Законопроект № 1) и «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Законопроект № 2)

Законопроектом № 1 изменения предлагаются в статью 256 ТК РФ, которая предусматривает предоставление отпуска по уходу за ребёнком.

Изменениями предлагается установить, что право на получение пособия по обязательному социальному страхованию сохраняется в случае, если женщина или лицо, которому предоставлен отпуск по уходу за ребёнком, выходят на работу из отпуска по уходу за ребёнком ранее достижения им возраста полутора лет или в период предоставленного отпуска по уходу за ребёнком работают у другого работодателя.

В соответствии с Законопроектом № 2 аналогичное право предлагается закрепить в Федеральном законе от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Кроме того, Законопроектом № 2 устанавливается, что женщины, имеющие право на пособие по беременности и родам и на ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, вправе выбрать одно из двух видов пособий.

В ходе заседания дискуссию вызвала норма о праве женщины на выбор одного из пособий, по сути, устанавливающая запрет на получение ею двух пособий одновременно. Было отмечено, что данная норма нарушает права женщины, которая находясь в отпуске по уходу за ребёнком, приобретает право на второе пособие по беременности и родам в случае повторной беременности. При этом, одновременно выплата двух пособий возможна в случае, если право на ежемесячное пособие по уходу за ребёнком реализуется не самой женщиной, а иными лицами, осуществляющими уход за ребёнком. Тем самым женщина, одна воспитывающая ребёнка, будет дискриминирована по сравнению с иными категориями получателей.

В связи с чем, члены РТК согласились с проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации» и части, предусматривающей аналогичные изменения проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При этом стороны профсоюзов и работодателей не поддержали проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в представленной редакции в части пункта 2 статьи 1 и пункта 1 статьи 2 и отметили необходимость уточнения положения в проекте федерального закона, связанного с запретом выплаты женщинам двух пособий одновременно пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком - и необходимостью выбора одного из них.

В связи с чем, Минтруду России предложено проработать в Аппарате Правительства РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в части пункта 2 статьи 1 и пункта 1 статьи 2.

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением минимального размера оплаты труда»

Законопроектом предлагаются изменения в Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее – Закон о МРОТ), предусматривающие установление МРОТ в сумме 19242 рубля с 1 января 2024 года. С 1 января 2023 года данный показатель установлен в сумме 16 242 рубля в месяц. Рост составит 18,5%.

Кроме того, законопроектом с 2025 года вносятся изменения в порядок определения МРОТ. Сейчас МРОТ определяется в зависимости от размера медианной заработной платы, а именно: МРОТ на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году в размере 42 % от медианной заработной платы за предыдущий год. Предлагается данное соотношение с 2015 года установить в размере «не ниже 48 %».

Соответственно, с принятием законопроекта предлагается признать утратившими силу положения Федерального закона от 19 декабря 2022 года № 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия её отдельных положений», которыми был приостановлен порядок установления МРОТ на 2023 и 2024 годы исходя из размера медианной заработной платы. Приостановление было обусловлено тем, что МРОТ увеличивался в большем размере, чем исходя из соотношения 42% к медианной заработной плате.

Члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.

При этом сторона профсоюзов отметила необходимость дополнить проект федерального закона нормой, обеспечивающей ежегодное повышение уровня реального содержания (покупательной способности) минимального размера оплаты труда.

В свою очередь сторона работодателей отметила необходимость внести в проект федерального закона изменения, устанавливающие с 2025 года конкретный размер соотношения минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы, а не минимально возможное его значение, что повысит прозрачность и прогнозируемость установления величины минимального размера оплаты труда на планируемый период. В этих целях предложено исключить из проекта федерального закона слова «не ниже», сохранив слова «48 процентов».

3. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах»

Проектом постановления предлагается дополнить особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах нормой, предусматривающей гарантии работникам Федерального центра медицины катастроф федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Минздрава России направляемым в служебные командировки в составе выездных бригад в части возмещения расходов по проезду от места, отличного от места расположения работодателя, к месту служебной командировки и обратно.

Члены РТК согласились с проектом постановления.

4. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2334»

Изменения предлагаются в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2334, которым утверждены Правила аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда (далее – правила аккредитации), а также требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда.

Изменения касаются вопросов подачи в электронном виде заявления о регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее – Реестр), а также заявления о внесении в него изменений.

Предусматривается возможность использования усиленной неквалифицированной подписи для подачи соответствующих заявлений, а также для направления в форме электронного документа решения по результатам рассмотрения заявления о включении в Реестр.

Кроме того, сокращается срок рассмотрения Минтрудом России заявления о внесения изменений в Реестр с 30 календарных дней до 21 рабочего дня.

Члены РТК согласились с проектом постановления.

5. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении на 2024 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности»

Проектом постановления предлагается установить на 2024 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности.

Также для отдельных субъектов РФ предусматриваются особенности применения устанавливаемых допустимых долей.

Проект постановления подготовлен в соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В пояснительной записке сообщается, что проект постановления подготовлен на основании мотивированных предложений субъектов Российской Федерации и с учётом мнения представителей социального партнёрства.
В числе видов экономической деятельности, для которых предлагается установить допустимую долю для привлечения иностранных работников, перевозки морским транспортом не фигурируют.

При разработке аналогичных проектов постановлений в предыдущие годы ФПРМТ предлагала установить допустимую долю иностранных работников в морском пассажирском и грузовом транспорте в размере 0 %. 
Данные предложения прорабатывались в РТК, а также на площадке Минтруда России с привлечением ФПРМТ и Российской палаты судоходства. 

С учётом представленной Российской палатой судоходства информации о проведении ими опроса судовладельцев, что судовладельцы не привлекали и не планируют привлекать иностранцев на суда под Государственным флагом Российской Федерации, Минтрудом России принято решение обязательную долю для сферы перевозок морским транспортом не устанавливать.

По итогам обсуждения члены РТК согласились в основном с проектом постановления.

Кроме того, с учётом возникших вопросов об обоснованности предложений субъектов РФ в ходе работы над проектом постановления Минтруду России предложено совместно с представителями общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей доработать Методические рекомендации по определению и установлению допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности.

6. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также порядка расчёта обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Проектом постановления предлагается утвердить требования к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства (далее - Требования) и порядок расчёта обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов (далее – Порядок расчёта).

Одновременно предлагается признать утратившим силу действующее по данному вопросу постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 года № 633, а также акты Правительства РФ, которыми вносились в него изменения.

Требования определяют требования к судам рыбопромыслового флота, построенным на российских судостроительных верфях (далее - суда), и (или) производственным объектам, предназначенным для производства рыбной продукции и построенным на территории Российской Федерации (далее – производственные объекты), и к инвестиционным проектам по их строительству (далее - инвестиционные проекты).

Приложением к Правилам расчёта является Размер доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в определённых районах для каждого типа объектов инвестиций в области рыболовства для обеспечения реализации инвестиционных проектов.

К данному проекту постановления возникло замечание Российского союза работодателей-рыбопромышленников в отношении вводимых требований к оценке локализации строительства судов на территории РФ. По оценкам рыбопромышленников предусмотрены завышенные баллы для оценки данного параметра.

Члены РТК в основном поддержали проект постановления при условии включения в него положения, в соответствии с которым Минпромторгу России поручено внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 в части уточнения порядка начисления баллов за выполнение операций (условий) на территории Российской Федерации и совокупного количества баллов, при достижении которых суда рыбопромыслового флота различного назначения и морские рефрижераторные суда будут относиться к продукции, произведённой на территории Российской Федерации.

18/06/20
29 мая состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В связи с эпидемиологической ситуацией заседание прошло в заочном режиме.
20/04/17
В Сочи состоялось выездное заседание Российской трехсторонней комиссии, проходившее в рамках Всероссийской недели охраны труда.
25/10/21
24 сентября текущего года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений (РТК).
Новости LabourStart
Все новости на сайте www.labourstart.org
Ссылки: профсоюзы и сфера труда