Введите поисковый запрос!
11/04/24
Платформенная занятость: профсоюзный взгляд
Платформенная занятость: профсоюзный взгляд
Публикуем материал вице-президента Конфедерации труда России Олега Шеина по проблемам так называемой «платформенной занятости» и обеспечения прав работников, занятых через онлайн платформы.
ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМЫ

Одной из наиболее серьезных социальных проблем России является неофициальная занятость. Ее возникновение связано с недооценкой работниками проблем пенсионного обеспечения, ослаблением в новом Трудовом Кодексе роли профсоюзов и идеологической интервенцией о том, что высокие налоги препятствуют повышению зарплаты, поэтому уклонение от налогов приводит к повышению зарплаты.

В действительности (а) снижение налогов не влекло за собой легализацию занятости, поскольку в период с 2005 по 2021 годы взносы в соцфонды снизились с 35% до 30%, но при этом число лиц, не имеющих на основной работе трудовых договоров по оценкам Росстата возросло с 8% до 11%; (б) лица, не имеющие официальных договоров лишены гарантий трудового законодательства, поэтому работают сверхурочно, опасаются увольнений и в расчете на час получают меньшую зарплату, чем работники с договорами, самая низкая зарплата в отраслях, где отмечается малая доля трудовых договоров.

По оценкам Социального фонда (2023) вообще не осуществляют отчисления на пенсионное и социальное страхование 21 млн работников России (общее число трудоспособных лиц 82 млн). При этом не менее 10 млн работников осуществляют отчисления иррегулярно, то есть, условно, один или несколько месяцев в году. Это приводит к серьезному дефициту Пенсионного фонда (3 трлн в год) и ФОМС (0.6 трлн в год). Кроме того, ввиду отсутствия стажа и накопленных баллов эти лица получат пенсию в 65/70 лет.

Новый сюжет привнес закон о самозанятых. Изначально он создавал угрозы перевода работников в число «самозанятых» и перевода ИП в число самозанятых. В обоих случаях люди лишаются права на пенсию (ИП платят 36.000₽ в год на пенсионное страхование и 9000₽ на медстраховку). Что важнее, работники при этом теряют право на восьмичасовой рабочий день, отпуск, отдых etc, что ведет к сверхурочным работам, переутомляемости и смертности.

Дважды, в 2018 и 2023 году в законодательство пытались ввести нормы, позволяющие распространить статус самозанятых на работников. Благодаря позиции Конфедерации труда России эти предложения были отклонены. Однако практика перевода наемных работников в «самозанятые» расширяется. На сегодня статус самозанятых имеет 9 млн человек, из которых лишь 0.06 млн осуществляют пенсионные отчисления.

Развитие цифровых технологий позволило бизнесу использовать юридические оболочки «гражданско-правовых договоров» с ИП и самозанятыми для фактического применения трудовых отношений без соблюдения трудовых прав и распространения «платформенной занятости». По оценкам Центра стратегических разработок в такие отношения погружено от 2 до 5 млн работников. В целом для этой категории свойственна сокращенная рабочая неделя (27 часов по данным ЦСР), но такая группа как таксисты трудится, напротив, в условиях серьезных переработок.

По оценкам замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксаны Синявской, которые она привела на форуме, порядка 1,7 млн человек в России называют выполнение заказов через цифровые платформы основной и единственной работой, еще примерно столько же используют платформенную занятость в качестве регулярных приработков. Еще для 12 млн человек платформенная занятость является эпизодической.

Платформенная экономика — это, бесспорно, растущий сегмент. По оценкам МОТ, общее число платформ за последние 10 лет увеличилось пятикратно, со 142 в 2010 году до 777 в 2020 году. Около половины из них (49%) оперируют в сфере доставки, 36% являются вебплатформами (выполнение работ онлайн — фрилансеры, программисты и проч.), чуть менее 14% — такси (WorldEmploymentandSocialOutlook, 2021).


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

В соответствие со ст. 15 ТК РФ «Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка».

В соответствие со ст. 16 ТК РФ «Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен».

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, законодательством запрещено и предусматривает наложение на организацию штрафа в размере от 50000₽ до 100000₽ (ст. 5.27 КоАП).

Гражданско-правовой договор представляет собой обиходное обозначение Договора подряда (ст. 702 ГК РФ — «по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его») или Договора оказания услуг (ст. 779 ГК РФ — «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, то есть совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги»).

Очевидная расплывчатость норм ГК РФ вместе со слабостью профсоюзов и серьезной деградацией трудовых отношений, в первую очередь через распространение неофициальной занятости, ведут к тому, что норма ст 16 ТК РФ эффективно не работает. Это не означает необходимость пересмотра ст. 16 ТК РФ, поскольку подобное решение радикально ослабит права работников. В силу крайне консервативного подхода государства к пересмотру ГК РФ представляется непродуктивным пересмотр понятийных норм ст 702, 779 ГК РФ.

Представляется оптимальным в этих условиях введение отдельного правового регулирования платформенной занятости, предусматривающих в первую очередь право исполнителя на отдых, а также его права на социальное страхование.

Самозанятые пользуются возможностью ОМС, который включен в налог на профдоход и учитывая его небольшой размер (4% от выручки) частично, очевидно финансируется бюджетом. Право на пенсию самозанятые не формируют.

ИП в год платят минимум 49500₽ соцвзносов, в том числе 37500₽ в пенсионный фонд и примерно 9000₽ в ФОМС. Это дает ИП право на полюс ФОМС и 0.87 балла при начислении пенсии. Поскольку для выхода на пенсию в 60/65 лет нужно иметь 30 баллов, то при таком минимальном размере взносов для своевременного выхода на пенсию требуется 35 лет предпринимательского стажа.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Регулирование платформенного труда в мире происходит буквально в текущие годы. Далеко не везде приняты законодательные акты, но практически везде государство обозначило свою позицию. В 2020 году Минтруда Германии выступило с постановочным коммюнике. В 2019 году в Италии принят закон о цифровых платформах, а в 2020 году принято «постановление о курьерах». В 2020 году в Корее принят закон о страховании самозанятых и включении их в систему профобучения. В 2020 году приняты законы в Индии и Колумбии и т.д.

Подходы, разумеется, отличаются. 

Определение круга охваченных лиц серьезно отличается:

— в Испании чтобы работник считался экономически зависимым самозанятым, необходимо выполнение двух основных условий: 1) работник должен быть полностью самозанятым; 2) не менее 75% дохода должны поступать от одного клиента;

— в Южной Корее введено 14 категорий самозанятых, в том числе курьеры, таксисты, клиринг, репетиторы etc «работники, не имеющие специального офиса или рабочего места и имеющие право принимать независимые решения в отношении методов и сроков предоставления своих услуг. Они выполняют работу, которая не находится под их контролем. Их доход напрямую зависит от собственных результатов работы»;

— в Колумбии данный труд определен как отличающийся как от трудовых отношений, так и от гражданско-правовых;

— в Индии введено девять отраслей, где допускается платформенная занятость.

Минтруда Германии считает, что социальное страхование должно быть предметом совместной оплаты платформ и самозанятых, сами отношения между самозанятыми и платформами являются специфичной формой трудовых, работник имеет право на сохранение истории оценок при переходе от одной платформы к другой и минимальный срок уведомления о прекращении работы с платформой.

В Корее курьеры и таксисты получили страхование от несчастных случаев. Соцвзносы платятся в равной пропорции с платформами, их администратором является платформа. Взносы не уплачиваются ввиду перерыва в работе ввиду ухода за детьми.

В Австрии, Франции, Швейцарии, Словакии, Хорватии, Швеции, Венгрии, Люксембурге и  т.д. платформенные работники охвачены всеми формами социальной защиты, кроме страхования от безработицы и в некоторых профессиях нет страхования от несчастных случаев.

В Испании самозанятые имеют право на коллективные переговоры.

В Колумбии введен запрет на принудительное закрепление клиентов за работником, также дано право на профсоюзы и коллективные переговоры, введены взносы на пенсии и медстраховки (их на равной основе оплачивают агрегаторы и самозанятые).

В Индии национальный закон делегировал права штатам, при этом указав, что соцвзносы финансируются из трех источников — платформы, самозанятые и бюджеты штатов. Вклад платформ составляет не менее 1% не более 5% от оборота. В 2021 г. ряд платформ, оперирующих в Индии, включая Amazon, Flipkart, Swiggy, Ola и Uber, выделили около $69 млн (соответствует 1% годового оборота) в социальный фонд.

В Болонье (Италия) профсоюз курьеров подписал соглашение с платформой, установившее минимальную оплату труда, компенсацию за сверхурочные и работу в выходные, работу в неблагоприятные по погоде дни.

В Китае платформа DiDi (доставка и такси) взяла на себя оплату велосипедов, страхование от несчастных случаев и больничные. Самозанятые и ИП получили право на профсоюз, коллективные переговоры и забастовку.

В Калифорнии референдумом платформы обязаны платить взносы для страхования таксистов от несчастных случаев, введены минимальная зарплата, 6-часовой лимит неприрывной работы и 12-часовой дневной лимит труда, медицинское страхование.

В России в 2020 году сервисы Яндекса в партнерстве со страховой компанией «Манго» начали эксперимент по предоставлению соцгарантий, в частности, аналогов оплачиваемых больничных и страховок, водителям и курьерам— самозанятым и индивидуальным предпринимателям, сотрудничающим с Яндекс.Такси, Яндекс.Лавка и Яндекс.Еда.  Программа реализуется на условиях софинансирования: со своей стороны платформа инвестирует 50% стоимости страховых полисов.

НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Важно определить сферу регулирования данных отношений, скорее всего, через перечисление соответствующих отраслей (курьеры, пассажироперевозки, клиринг, т.д.), то есть создание государственного реестра цифровых платформ, в котором каждая платформа должна будет зарегистрироваться. 

Платформы могут быть разделены на два типа: платформы-посредники (Profi.ru,YouDo и т.п.) и платформы-провайдеры услуг (Яндекс, Сбермаркет, OZON и т.п.). В первом случае платформа только соединяет клиентов и исполнителей, не определяет цену услуг, не получает за них деньги, не регулирует формат их оказания и т.п., во втором случае именно платформа определяет цену, получает платежи, определяет формат услуг и т.п. Для первых типов платформ возможен существующий формат самозанятости, для вторых необходима смешанная форма самозанятости и трудовых отношений, которая бы создавала равные условия с форматом чисты трудовых отношений.

При этом важно понимать, что не всякая самозанятость предполагает платформенную занятость и такие категории как репетиторы, например, вряд ли на данном отрезке времени могут быть объектом понимаемого регулирования. В этом смысле представляет интерес корейский подход: «работники, не имеющие специального офиса или рабочего места и имеющие право принимать независимые решения в отношении методов и сроков предоставления своих услуг. Они выполняют работу, которая не находится под их контролем. Их доход напрямую зависит от собственных результатов работы».

Платформенную занятость важно определить как особую категорию трудовых отношений, предусматривающую возможность отсутствия штатного расписания, минимальной месячной оплаты труда, оплаты вынужденного простоя, наказания за отказ от выполнения заказа и правил внутреннего трудового распорядка. Возможно, с тем, чтобы не подвергать опасному пересмотру собственно Трудовой Кодекс, платформенную занятость возможно лучше определить как третью форму наряду с трудовыми отношениями и гражданско-правовыми отношениями.

При этом принципиально важно сохранить такие нормы трудового права как:

— регулирование предельной продолжительности рабочего времени, в том числе с учетом ограничений по смежным отраслям (например, в перевозках);
— ограничение сверхурочных работ;
— дополнительную оплату за сверхурочные работы, работу в ночное время, работу в выходные и праздничные дни;
— право на оплачиваемый отпуск;
— страхование от несчастных случаев, предоставление больничных листов и пенсионного обеспечения.

Санкции на нарушение платформами норм о сверхурочных (расторжение договора ввиду отказа от сверхурочных), задержке выплат и т.д. должны быть идентичны санкциям за нарушение трудовых прав.

Сложным моментом является вопрос о праве платформы не заключать договор с исполнителем или расторгать его. В трудовом праве первое связано исключительно с квалификационными требованиями и наличием вакансий, второе четко определено нормами трудового кодекса. В гражданском праве обе ситуации исходят из свободы договора.  В данном случае важно определить официальные отраслевые стандарты, которые проходили бы через Российскую трехстороннюю комиссию.

Сложным моментом представляет вопрос о пенсионном страховании.  Международный опыт предполагает оплату такого страхования по системе 50/50 между работниками и платформами. Мы можем быть более радикальны и перенести тяжесть платежей на агрегаторов. При этом за основу ставок можно взять параметры ИП и установить право на пенсии и медстраховки, эквивалентные ИП. Следует учесть, что в таком случае возникнет противоречие между ставками для ИП, не работающими с цифровыми платформами (они оплачивают взносы сами полностью), и ставками для ИП, работающими с платформами. Также следует обратить внимание на то, что минимальный размер ставок ИП предполагает формирование права на пенсию при 35 годах отчислений, что делает бессмысленным такие отчисления (если такого стажа нет, то право на пенсию возникает в 65/70 лет, как и в отношении лиц, вообще не имеющих никакого стажа, при этом разницы в размере пенсии не будет, поскольку она окажется ниже прожиточного минимума и оба лица будут получать благодаря доплате государства прожиточный минимум).

Иначе, чем в ТК, следует регулировать право на коллективные переговоры. Важно признать за платформенными занятыми такое право, равно как и право на профсоюз, но установить иную норму представительства, чем в ТК (обычные работники имеют право на коллективные переговоры лишь если их профсоюз объединяет более 50% персонала). Правильно закрепить право на переговоры в интересах платформенно занятых за национальными профсоюзами (безотносительно масштабов представительства в них самозанятых) и за собственно профсоюзами платформенных работников с требованиями к ним по численности в зависимости от уровня территории (муниципалитет — регион — страна). Этот вопрос требует проработки.

Технологические изменения всегда самым решительным образом отражаются на рынке труда. Индустриализация уничтожила цеха и породила промышленный пролетариат. Цифровизация ликвидирует былые крупные коллективы и создает нестабильные атомизированные рабочие места. Найти формы самоорганизации работников цифровых платформ, помочь им выработать коллективные требования — сложная задача, но имена такая задача стоит перед Конфедерацией труда России.

Мы направим свои предложения как через Трехстороннюю комиссию, так и напрямую в Государственную Думу России и приветствуем предложения и критику со стороны самих платформенно занятых.


16/12/21
Отсутствие общих четких правил начисления заработной платы в государственных и муниципальных медучреждениях — одна из основных проблем отрасли.
10/07/17
Статья экономиста Алексея Гаскарова, подготовленная для сайта Конфедерации труда России, с анализом возможностей повышения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ) в соответствии...
16/07/19
В июне 2019 года экспертный центр Конфедерации труда России провел исследование практик страхования от безработицы в развитых странах и оценил, как должны увеличиться расходы бюджета на социальное...
Новости LabourStart
Все новости на сайте www.labourstart.org
Ссылки: профсоюзы и сфера труда