Введите поисковый запрос!
25/10/22
РТК рассмотрел размер МРОТ и прожиточного минимума на 2023 год
РТК рассмотрел размер МРОТ и прожиточного минимума на 2023 год
23 сентября 2022 года состоялось очередное заседание РТК. Значительную часть заседания занял блок вопросов, связанный с формированием федерального бюджета и бюджетам государственных внебюджетных фондов. Также члены РТК рассмотрели законопроекты об установлении на следующий год величин минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

a:2:{s:4:"TEXT";s:81921:"
В числе рассмотренных вопросов фигурировали проекты федеральных законов по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В ходе заседания члены РТК рассмотрели проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» и проект федерального закона «О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации». 

Среди рассмотренных проектов подзаконных актов можно отметить, то что члены РТК одобрили расширение перечня рабочих мест, в отношении которых уже установлены особенности проведения спецоценки условий труда, а также продление на 2023 год принятых в текущем году особенностей регулирования трудовых отношений и особенностей оказания услуг в сфере занятости населения. 

Далее информация об указанных и иных рассмотренных вопросах.

1. Об основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Прогноз) подготовлен Минэкономразвития России. 

Прогноз предполагает выход России на экономический рост, начиная с 2024 года. Так, если в 2022 году и в 2023 году снижение ВВП в 2022 году предполагается на 2,9 % и на 0,8 %, соответственно, то в 2024 и 2025 года ожидается последующий рост на 2,6 % ежегодно. 

Также прогнозируется замедление темпов инфляции: в 2022 году инфляция составит 12,4 %, в 2023 - 5,5 %, в 2024-2025 гг. - 4 %.

По оценкам Минэкономразвития России снижение реальных располагаемых доходов в 2022 году составит 2,2 %, далее ожидается их рост  в 2023-2025 гг. на 1,6 %, 2,8% и 2,5%, соответственно. Аналогично, ожидается снижение реальной заработной платы в 2022 году на 2%, с ростом в 2023-2025 гг. на 2,6 %, 2,9 %, 2,8 %, соответственно.

Прогноз предполагает низкий уровень безработицы, который к 2025 году не превысит 4,1%.

Члены РТК приняли к сведению сообщение об основных социальных параметрах прогноза.

2. О проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

Основные параметры бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов предполагают дефицит консолидированного дефицита в течение прогнозного периода. 

В 2023 год дефицит планируется в размере 2 880, 8 млрд. рублей; в 2024 году - 2 090,3 млрд. рублей; в 2025 году - 858,6 млрд. рублей. 

В ходе обсуждения стороной работодателей отмечалась проблема, что отдельные решения по налогообложению, закладывающиеся в проект бюджета, ещё не приняты в качестве законодательных актов. При этом соответствующие им законопроекты не были обсуждены с социальными партнёрами.

В связи с чем, информация о проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» была принята к сведению. 

Также стороны обратили внимание Минфина России на то, что:

- проект федерального закона подготовлен с учётом проектируемых положений, которые не являются нормами законодательства;

- часть законопроектов, которые должны быть рассмотрены в рамках Российской трёхсторонней комиссии, были вынесены для рассмотрения на заседание Правительства Российской Федерации 22 сентября 2022 года без обсуждения, в том числе проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации  и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощённая система налогообложения», разработанный при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов внебюджетных фондов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;

-  необходимо пакетно рассматривать изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, которые вносятся вместе с проектом федерального бюджета. 

3. О проекте федерального закона «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

Бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – СФР) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов обеспечивает следующие виды страхования:

- обязательное пенсионное страхование (ОПС);

- страхование временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. 

В целом в 2023 - 2025 гг. планируется рост доходов бюджета СФР с 13 713,2 млрд рублей до 15 422,5 млрд. рублей, рост расходов с 13 542,5 млрд. рублей до 14 987,4 млрд. рублей, рост профицита с 170 668,6 млрд. до 435 055 рублей. При этом доходы включают межбюджетные трансферты.  

Большая часть роста размера профицита бюджета СФР планируется на 2025 год.

Исходя из составляющих показателей бюджета СФР, основной рост профицита формируется за счёт обязательного пенсионного страхования. В этой части обязательного страхования проектом бюджета СФР на 2023 год планируется дефицит 10,9 млрд. рублей, в 2024 – 2025 годах профицит составит 51,5 млрд. рублей и 325,8 млрд. рублей, соответственно. 

В части обязательного страхования временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страхования от несчастных случаев и профзаболеваний бюджет формируется профицитным на весь период, однако их вклад в формирование профицита бюджета СФР по сравнению с вкладом от ОПС не так значителен.

Также по вопросу представлены основные показатели пенсионной системы. 

Можно отметить, что индексация страховых пенсий планируется в размере 4,8 % в 2023 году, 4,6% в 2024 году и 7,7% в 2025 году, индексация социальных пенсий - 3,3 % в 2023 году, 4,7 % в 2024 году, 5,6 % в 2025 году.

Планируется сокращение получателей пенсий с 38,16 млн. чел до 37,69 млн. человек.

Рост среднегодового размера страховой пенсии планируется в 2023 году – 7,5%, в 2024 году – 3,8 %, в 2025 году – 4,2%.
В ходе обсуждения сторона работодателей высказала свои возражения в связи с закладываемым в проект бюджета СФР повышением предельной базы для исчисления страховых взносов.

По итогам обсуждения сторона профсоюзов в основном поддержала проект федерального закона.

Сторона работодателей отметила, что:

- не поддерживает повышение предельной базы для исчисления страховых взносов, что  повышает нагрузку на фонд оплаты труда и формирует существенный профицит Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации; 

- обращает внимание на то, что расчёты и обоснования повышения предельной базы для исчисления страховых взносов не представлены, вопрос не обсуждался с социальными партнёрами, включая проведение предварительных консультаций, что нарушает принципы социального партнёрства.

Кроме того, координаторам сторон Комиссии, представляющих общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, предложено в недельный срок направить в секретариат Комиссии замечания и предложения к проекту федерального закона, а секретариату Комиссии предписано направить указанные замечания и предложения в Минтруд России.

4. О проекте федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

Законопроектом устанавливается, что на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг. страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний уплачиваются в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2022 году (32 страховых тарифа в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска), а также льгота по уплате страховых взносов на отчисления в пользу застрахованных, являющихся инвалидами (оплата производится в размере 60 % от установленного страхового взноса).

Члены РТК согласились с проектом федерального закона.

5. О проекте федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

Бюджет ФОМС планируется по доходам в 2023 году в размере 3 101, 1 млрд. рублей, в 2024 году -  3 348, 3 млрд. рублей, 3 568 млрд. рублей. 

По расходам планируется в 2023 году в размере 3 183, 8 млрд. рублей, в 2024 году – 3 401, 4 млрд. рублей, в 2025 г. – 3 610 млрд. рублей. 

Предполагаемый дефицит бюджета ФОМС составит в 2023 году 82,7 млрд. рублей, в 2024 году – 53, 1 млрд. рублей, в 2025 году – 41, 96 млрд. рублей.

Бюджет ФОМС сбалансирован за счёт переходящих остатков с предыдущих периодов.

В составе доходов основную часть составляют страховые взносы на ОМС, на долю которых приходится в 2023 году 85,3 %, в 2024 году – 85,8 %, в 2025 году – 86,2 %. Также в составе доходов закладывается ежегодный межбюджетный трансфер из федерального бюджета (на выпадающие доходы в связи с установлением пониженных страховых взносов, оказание высокотехнологичной медицинской помощи и др.).

В структуре расходов на долю на долю субвенции приходится более 86 %.

В расчётах заложены изменения в законодательстве, предполагающие установление единого тарифа страховых взносов с 2023 года.

Члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и приостановлении действия  её отдельных положений»

Законопроектом предлагается установить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2023 года в сумме 16 242 рубля в месяц.

Действующий МРОТ составляет 15 279 рублей (установлен с 1 июня 2022 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 мая 2022 года № 973). 

Согласно пояснительной записке к законопроекту предлагаемый законопроектом МРОТ составляет 45,9 % по отношению к медианной заработной плате за 2021 год. В 2022 году МРОТ в среднегодовом выражении к медианной заработной плате за 2020 год составил 45,3%.

При этом частями второй и четвертой статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее – ФЗ о МРОТ) предусмотрено, что МРОТ исчисляется исходя из соотношения МРОТ и медианной зарплаты за предыдущий год в размере 42 процентов.

В связи с чем, законопроектом также приостанавливается на 2023 – 2024 годы действие этом частями второй и четвертой статьи 1 ФЗ о МРОТ о порядке определения суммы МРОТ.

Члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона. При этом сторона профсоюзов и сторона работодателей отметили свои позиции в отношении предложенного законопроекта.

Сторона профсоюзов, отметила, что:

- законодательно не определены критерии установления величины МРОТ;

- величина МРОТ, устанавливаемая на 2023 год, может не обеспечить сохранения покупательной способности заработной платы работников в связи с темпами роста индекса потребительских цен суммарно на 2022-2023 годы.

Сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения работодателей, отмечает, что одновременно повышается нагрузка на фонд заработной платы как за счёт увеличения МРОТ, так и за счёт увеличения предельной базы для исчисления страховых взносов в системе обязательного социального страхования.

7. О проекте федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

Законопроектом предлагается приостановить действие нормы статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее – ФЗ о ПМ) о порядке установления величины прожиточного минимума (далее - ВМП).
Согласно приостанавливаемым к действию нормам, ВПМ исчисляется исходя из соотношения ВПМ на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год в размере 44,2 процента.

Предлагается ВПМ на 2023-2024 годы устанавливать федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Согласно пояснительной записке к законопроекту предполагается  ВПМ на 2023-2024 годы установить исходя из прогнозируемой границы бедности по итогам 2023 (14 375 руб.) и 2024 (15 049 руб.) годов. Действующий с 1 июня 2022 года в 2022 год размер ВПМ на душу населения составляет 13 919 руб.

Законопроект мотивируется тем, что действующее соотношение ВПМ с медианным доходом в 44,2% не может быть использовано в условиях высокой прогнозируемой инфляции на 2022-2024 годы, а также сложившегося медианного дохода за 2021 год (30 083 руб.) и его прогнозируемого уровня за 2022 год.

Члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.

Одновременно сторона профсоюзов  отметила, что:

- в настоящее время законодательно не определены критерии установления величины прожиточного минимума;

- величина прожиточного минимума, устанавливаемая на 2023 год, может не обеспечить сохранение покупательной способности доходов населения в связи с темпами роста индекса потребительских цен суммарно на 2022-2023 годы.

8. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Законопроектами предлагается отменить требование о лицензировании деятельности трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Одновременно - ввести требование об аккредитации в отношении деятельности по трудоустройству российских граждан за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под иностранным флагом трудоустройства моряков.

Для этого предлагается в Законе от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» признать утратившей силу статью 18, которой установлено требование о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Вместо этой статьи планируется ввести статью 18.2, которая будет регулировать вопросы осуществления  деятельности по трудоустройству только российских моряков на судах, плавающих под иностранным флагом, включая требование об аккредитации в отношении данной деятельности.

Также в КоАП РФ предлагается исключить статью 18.13, предусматривающую ответственность за незаконную деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей, и ввести статью 18.13.1, устанавливающую ответственность за незаконную деятельность по трудоустройству российских граждан за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под иностранным флагом.

Предлагаемые изменения предполагают сохранение объёма требований и ответственности, предъявляемых к данной деятельности, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 8 октября 2012 года № 1022 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации». 

Также сохраняются требования о контроле за осуществлением деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществление которого будет передано Роструду.

Кроме того, на Минтруд России возлагаются полномочия по регулированию данной деятельности.

В ходе работы над законопроектом Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) в целом поддерживал законопроекты, при этом ставил вопрос введения единой системы аккредитации деятельности по трудоустройству моряков, как на иностранные, так и на российские суда.

Данный вопрос ставился и Федерацией профсоюзов морского транспорта в интересах РПСМ в ходе обсуждения законопроектов на рабочих группах РТК, предшествующих их вынесению на основное заседание РТК. 

В связи с чем, Минтрудом России были проведены консультации с представителями РПСМ, по итогам которых законопроекты были поддержаны в связи с достигнутой договорённостью о дальнейшей работе над совершенствованием регулирования деятельности по трудоустройству моряков. Данные решения нашли отражение в итоговом протоколе прошедшего заседания РТК. 

В частности, членами РТК принято решение согласиться в основном с проектами федеральных законов.

Одновременно, Минтруду России предложено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Федерацией профсоюзов работников морского транспорта и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Российская палата судоходства» дать оценку существующему регулированию деятельности по трудоустройству моряков на суда под российским флагом, установленному приказом Минздравсоцразвития России от 8 декабря 2009 года № 962н, на предмет соответствия положениям Правила 1.4 и Стандарту А1.4 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС) и проработать вопрос о допустимой и достаточной форме регулирования данной деятельности с учётом указанных требований КТМС. После принятия федеральных законов провести анализ правоприменительной практики их реализации, провести консультации по данному вопросу с социальными партнёрами.

Кроме того, в решении РТК зафиксирована позиция стороны профсоюзов, которая отметила необходимость создания единой системы регулирования деятельности по трудоустройству моряков независимо от национальности судна, на которое осуществляется трудоустройство в соответствии с требованиями КТМС.

9. О проекте федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»

Законопроект направлен на регулирование отношений в сфере миграции. 

Одновременно, законопроект содержит нормы, регулирующие осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами. Этим вопросам посвящён Раздел V законопроекта. Также в разделе IX «Полномочия органов государственной власти и отдельных организаций по регулированию и реализации правоотношений в сфере миграции» содержится глава 26, определяющая механизмы государственного регулирования допуска иностранных граждан на рынок труда. 

В части регулирования трудовой миграции законопроектом предусмотрен отказ от требований о выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также от механизма квотирования.

Вместо них регулирование будет осуществляться посредством ведения трёх реестров: 

- электронный реестр работодателей, привлекающих иностранных работников (далее – реестр работодателей);

- реестр иностранных работников (далее – реестр работников);

- реестр недобросовестных работодателей.

Регистрация в реестре работодателей и в реестре работников будет являться условием для работодателя или заказчиков работ (услуг) для привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, а для иностранных граждан – условием реализации права на осуществление трудовой деятельности на территории РФ, соответственно.

Ведение электронного реестра работодателей планируется осуществлять на базе ЕЦП «Работа в России», ведение реестра работников – МВД России. 

Также на МВД России предполагается возложить ведение реестра недобросовестных работодателей. Критерии для внесения – уголовные и административные нарушения в сфере миграционного законодательства (для административных в случае неоднократного (три и более раза) в течение года).

В главе 26 «Механизмы государственного регулирования допуска иностранных граждан на рынок труда» предусматриваются полномочия Правительства РФ по регулированию допуска иностранных граждан к российскому рынку труда (статья 147). В числе таких мер: установление  запретов на работу иностранных граждан по профессиям и видам деятельности, в том числе на отдельных объектах, определяемые по соображениям безопасности, принципу взаимности и гражданской принадлежности иностранных граждан; а также введение ограничений по социально-экономическим причинам для воздействия на спрос и предложение рабочей силы. 

В данной же статье перечисляются основные ситуации, которые являются основаниями применения возможных мер, которые могут быть связаны с действиями иностранного государства, возникновением угроз ухудшения эпидемиологической ситуации, противоречием экономическим интересам Российской Федерации, созданием социальной напряжённости экономического, религиозного, этнокультурного или иного характера и другими обстоятельствами.

МВД России также даётся право приостановить на определённый период включение иностранных граждан в реестр иностранных работников на территории отдельного субъекта РФ на основании мотивированных предложений федеральных органов исполнительной власти или высшего должностного лица субъекта РФ.

К данному законопроекту Федерацией профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) в ходе его предварительного обсуждения на профильной рабочей группе РТК направлялись замечания. В частности, предлагалось ввести дополнительные требования к трудоустройству иностранных граждан на должности членов экипажей морских судов, обеспечивающие приоритетное трудоустройство граждан Российской Федерации ввиду особенностей регулирования данной сферы, а также дефицита соответствующих рабочих мест, который может усилиться на фоне вводимых санкций. Такое регулирование сейчас содержит Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Однако данное предложение не было учтено в представленной к заседанию РТК редакции законопроекта. В связи с чем, профсоюзной стороной по инициативе представителями ФПРМТ данный вопрос вновь был поставлен перед разработчиками.
В связи с чем, члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона, одновременно предложив МВД России совместно с Минтрудом России и Минтрансом России провести дополнительные консультации с представителями общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей.

10. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Законопроектом предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: 

- увеличить с 1 до 2 млн. сумму выплаты в связи со смертью застрахованного лица; 

- производить расчёт ежемесячной страховой выплаты из заработка не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а также произвести соответствующий перерасчёт ранее назначенных выплат.

Изменения предлагается реализовывать в пределах средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ.

Члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.

11. О проекте федерального закона № 130955-8 «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению»

Проект федерального закона № 130955-8 «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению» (далее – законопроект) внесён группой депутатов и прошёл первое чтение в ГД РФ (карточка законопроекта: https://sozd.duma.gov.ru/bill/130955-8).

Законопроект предусматривает создание на базе Агентства по страхованию вкладов (далее – АСВ) системы гарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ) по негосударственному пенсионному обеспечению  (далее – НПО).

Данная система будет основана на механизмах, используемых сегодня в системах страхования банковских вкладов и гарантирования пенсионных накоплений.

Гарантийными случаями в соответствии с законопроектом будут являться аннулирование лицензии НПФ (за исключением добровольного) или банкротство НПФ.

Гарантийное возмещение в СГП НПО будет выплачиваться за счёт фонда гарантирования НПО, администрируемого АСВ и формируемого из ежегодных гарантийных взносов НПФ.

Члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.

12. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 332 Трудового кодекса Российской Федерации»

Законопроектом предлагаются изменения в статью 332 ТК РФ, регулирующую особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу. 
Изменениями вводится порядок определения срока трудового договора с работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу.

Основным изменением является то, что срок избрания на должность будет определяться коллегиальным органом управления организации, но не менее трёх лет и не более пяти лет. Действующее регулирование такого положения не содержит, что позволяет заключать срочный трудовой договор на произвольный срок.

Также уточняется, что при избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника действие такого договора продлевается на неопределенный срок или срок избрания на соответствующую должность. 

Действующее регулирование не гарантирует, что в случае переизбрания на должность работнику новый срок трудового договора будет определён в соответствии со сроком избрания на соответствующую должность, а устанавливает, что срок определяется в пределах пяти лет.

Разработка законопроекта вызвана принятием постановления Конституционного Суда РФ от 15 июля 2022 года № 32-П «По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова» (далее - постановление КС РФ).

Данным постановлением КС РФ признаны не соответствующими Конституции РФ части первая и восьмая статьи 332 Трудового кодекса РФ в той мере, в какой они допускают произвольное определение работодателем срока трудового договора, заключаемого по итогам конкурса на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, а также произвольное определение срока, на который продлевается действие срочного трудового договора при избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им должности.

КС РФ предписал федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование изменения, которые были бы направлены на предоставление указанной категории работников защиты от необоснованного заключения с ними краткосрочных трудовых договоров и произвольного определения работодателем сроков их действия, а также срока, на который продлевается действие срочного трудового договора при избрании работника по конкурсу на замещение той же должности.

В отношении законопроекта Конфедерация труда России (КТР) направляла  разработчику свои замечания и предложения к законопроекту в целях наиболее полной реализации принятого Конституционным Судом России постановления. В частности, в правовом заключении КТР была отмечена необходимость следующей доработки законопроекта: 

- в части 2 статьи 332 ТК РФ коллегиальный орган ВУЗа определял минимальный срок заключения срочного трудового договора; чтобы окончательный срок определял единоличный исполнительный орган ВУЗа (ректор), но не ниже этого минимального срока;

-   в части 8 статьи 332 ТК РФ расширить перечень ситуаций, когда с педагогическим работником, относящимся к профессорско-преподавательскому составу, должен быть заключён бессрочный трудовой договор, отнеся к ним случай избрания работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности.

Члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.

13. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»

Законопроектом предлагаются изменения в статью 25 Федерального закона от 20 июня 1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Изменениями предлагается сократить минимальную периодичность обучения по дополнительным профессиональным программам работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), осуществляющих руководство горными и взрывными работами. Сейчас установлено требование о прохождении соответствующего обучения не реже чем один раз пять лет, предлагается – раз в три года.

Изменения направлены на усиление безопасности ведения горных и взрывных работ.

Члены РТК согласились с законопроектом.

14. О постановлении Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 года № 1545 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Постановлением Правительства РФ расширены категории граждан участников мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан, реализуемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 369 и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. № 800. 

Данные мероприятия распространены на граждан Украины, граждан ДНР и ЛНР, и проживающих там лиц без гражданства, которые получили удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ.
Члены РТК приняли к сведению информацию о принятом постановлении.

15. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учётом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей»

Проектом постановления планируется принять новую редакцию перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учётом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей (далее – Перечень). 

Действующий Перечень утверждён постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 года № 290. Его планируется признать утратившим силу.

В новой редакции проекта Перечня предлагается сохранить все рабочие места, в отношении которых уже установлены особенности проведения спецоценки условий труда.

Одновременно Перечень планируется дополнить рабочими местами в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, - субъектах малого предпринимательства (включая работодателей – индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям.

Члены РТК согласились с проектом постановления.

16. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении на 2023 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности»

Проектом постановления предлагается утвердить на 2023 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности.

Проектом постановления предлагается установить допустимые доли, аналогичные установленным на 2022 год в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 октября 2021 года № 1706. В числе охватываемых сфер деятельности – выращивание овощей, строительство, отдельные виды розничной торговли, наземный пассажирский транспорт.

Одновременно предлагается предусмотреть исключения применительно к отдельным сферам: в сфере строительства (для Амурской области, Бурятии, г. Москвы, Дагестане и Краснодарском крае), а также в сфере выращивания овощей (для Астраханской и Волгоградской областей, Удмуртии, Приморского края) и другие.

Члены РТК согласились в основном с проектом постановления.

Одновременно, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предложено провести мониторинг влияния на кадровую обеспеченность организаций ограничения допустимой доли иностранных работников по видам экономической деятельности и информацию направить в секретариат РТК.

17. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 года № 376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 году»

Проектом постановления предлагается продлить действие на 2023 год особенности организации предоставления
25/12/19
24 декабря 2019 года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В ходе заседания члены РТК рассмотрели проекты нормативных актов по...
12/04/21
26 марта текущего года состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
24/11/23
27 октября состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Новости LabourStart
Все новости на сайте www.labourstart.org
Ссылки: профсоюзы и сфера труда