Введите поисковый запрос!
21/08/24
Олег Шеин: Тезисы о зарплате в бюджетном секторе
Олег Шеин: Тезисы о зарплате в бюджетном секторе
Государство — крупнейший работодатель в России. В госсекторе работает 16,5 млн человек — почти 40% всего официально работающего класса страны, и в первую очередь мы говорим про медицину и образование. В Конституции, как известно, записано, что Россия представляет собой социальное государство. Но этими ли принципами на самом деле руководствуется власть, и какие задачи должны ставить перед собой мы, Конфедерация труда России?
Тарифная сетка и ее ликвидация

В Советском Союзе существовала довольно стройная система оплаты труда. Оклад зависел от квалификации, и имелись надбавки за дополнительные виды работ — классное руководство в школах, ночные смены в больницах, сверхурочные в любых секторах экономики и так далее. Премиальный фонд был небольшим, но правила его распределения достаточно ясными. Отдельно поощрялся стаж — каждые пять лет работы давали прибавку к жалованию в размере 10%.

Столь же ясными были и общие правила финансирования больниц, школ и домов культуры. Существовала «бюджетная роспись», то есть каждый вид расходов утверждался вышестоящим руководством и подлежал контролю. Более того, по каждому учреждению общую сумму финансирования утверждали депутаты, и они же могли ее проверить. Я сам проводил такие проверки в середине 90-х. Особых нарушений не было, но начальство держалось в тонусе.

Вся эта ясность, очевидно, не соответствовала задачам строителей новой капиталистической России. Двумя широкими реформами — в 2004 и 2011 годах — вместо твердых правил по зарплате и бюджетной росписи появились «стимулирующие выплаты» и «подушевое финансирование».

Начнем с последнего. Если раньше руководитель учреждения твердо понимал, сколько денег ему дадут на зарплату, сколько на оплату услуг ЖКХ, а сколько на инвентарь, то теперь школы и больницы стали получать финансирование в зависимости от числа учеников или пролеченных больных. Как затем расходуются средства внутри организации — решал ее начальник. Депутаты стали утверждать финансирование одной цифрой на все школы (или больницы) данного города, то есть перестали понимать, кому сколько конкретно денег было выделено. Постепенно, с изменением роли парламента, исчезли и сами депутатские проверки.

С развитием интернета учреждения обязали размещать финансовые отчеты у себя на сайтах, но далеко не все эту информацию публикуют, а то, что размещено, написано бухгалтерским языком, из которого обычный человек ничего не поймет. Отсюда, кстати, и возникают сборы то на пластиковые окна, то на охрану — понять, хватает ли денег и куда они идут, невозможно.

С заработной платой получилось еще интереснее. Оклады медперсонала и учителей стали символическими и не дотягивающими до минимального размера оплаты труда. По данным профсоюза «Учитель», лишь в трех регионах России оклады педагогов превысили МРОТ. Зато решающее значение приобрели премии, выдаваемые по совершенно неясным правилам.

Появились совершенно экзотичные приказы о надбавках, которыми устанавливался их размер, скажем, до 300% от оклада, причем никаких критериев «кому — сколько» не вводилось. То есть можно выплатить 2%, а можно и все 300%. Таких надбавок могло быть много — за «интенсивность труда», «особые условия» и прочее. В Вологодской клинической больнице, например, главврач вправе установить надбавка за «качество» работ до пяти окладов. При этом в отношении собственно главврача «ежемесячная премия максимальными размерами не ограничивается». 

Опрос «Актион Образование», охвативший в 2023 году более пятисот преподавателей по всей стране, показал, что свыше половины учителей вообще не понимают, как им начисляют зарплату. Треть опрошенных не получала никаких премий, 40% не получали вознаграждений за факультативы и дополнительную работу с документами, а 64% сказали, что им не платят за переработки. При этом, ввиду деградации традиционных профсоюзов в бюджетном секторе и общей атомизации в обществе, учителя зачастую предпочитают не то, что не спорить, но даже и не выяснять, что к чему. Лишь 57% респондентов время от времени ходят в бухгалтерию за разъяснениями, в то время как 31% никогда этого не делали.

Возникла система, при которой работники оказались в глубокой зависимости от личных отношений с начальством, — крайне благоприятная для тотального контроля, но неприемлемая для специалистов, многие из которых стали уходить в частный сектор. А высокое руководство в Москве спустя некоторое количество лет обнаружило, что вливания в бюджетный сектор не работают и сотрудники продолжают жаловаться на низкий размер зарплаты.

Майские указы. Здравоохранение.

В мае 2012 года глава государства издал знаменитые указы о повышении уровня жизни работников России. В части работников госсектора основных поручений президента было два:

— поднять зарплату учителей и медсестер до средней по регионам;
— поднять зарплату врачей до 200% от средней по регионам.
По итогам 12 лет майские указы так и не выполнены в отношении врачей в 35 регионах, а в отношении медсестер в 47-ми. В целом по стране реальная зарплата врачей выросла всего на 20%, а медсестер и вовсе на 9% (данные на 2022 год).

Как так вышло? Начнем с того, что федеральная власть и не предполагала полноценное финансирование «майских указов». В начале 2014 года Минфин России посчитал, что исполнение майских указов обойдется в 530 миллиардов в 2014 году и в 726 миллиардов в 2015 году. Однако из федерального бюджета было выделено всего 120 и 80 миллиардов соответственно, то есть 15% от необходимого.

budget4.jpg

Поэтому реализация указов достигалась через массовые увольнения врачей и учителей и распределение их зарплаты между оставшимися сотрудниками. Собственно, этого не скрывалось и в тексте указов, где, среди прочего, говорилось о «повышении заработной платы работников бюджетного сектора с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций».

Если в 2012 году в государственных больницах и поликлиниках работали 4,1 млн человек, то к настоящему дню их число сократилось до 3,5 млн. Только в Москве было закрыто 13 взрослых и 2 детских больницы, 7 поликлиник, 7 роддомов, более 100 отделений в больницах и поликлиниках. В итоге в столице России число коек на душу населения оказалось почти вдвое ниже, чем в Германии (4,5 и 8,0 на 1000 человек соответственно).

При этом число пациентов не уменьшилось, а учитывая старение населения, напротив, возросло. 

По данным Всероссийского союза пациентов около 60% врачей вынуждены работать сейчас на 1,5 ставки и более 30% работают на две ставки. Коэффициент совместительства бригад скорой помощи составляет 1,6 — то есть медработники выездных бригад вынуждены трудиться в полтора с лишним раза больше, чем предусмотрено Трудовым кодексом. Санитарки массово были переименованы в уборщиц и выведены из категории медработников, что вдвое сократило размер их отпусков.

Скрытая приватизация здравоохранения увеличивает долю частного сектора. Только в 2022 году число работников государственных больниц и поликлиник сократилось на 75 000 человек, из которых половина перешла в частные учреждения. Если в 2010 году на частные и ведомственные поликлиники приходилось 6% всех посещений, то в 2022 году — 16%. Сегодня каждый шестой доктор работает в частном секторе.

Майские указы. Образование.

Схожая картина в образовании. Здесь, правда, после издания «майских указов» массовых сокращений не было. Точнее, они затронуло в основном систему дополнительного образования. Причина тривиальная: сокращения прошли раньше. Если в 2000 году в стране работало 1,8 млн школьных учителей, то к 2012 году всего 1,1 млн. 

budget.jpg

При этом сам размер необходимой заработной платы подвергается чиновничьим манипуляциям. Например, в моей родной Астраханской области средняя зарплата по данным Росстата в 2023 году превысила 53 000 рублей. Однако для выполнения майских указов используется другая средняя заработная плата, в размере 38 000 рублей. И так — везде. По оценках Минпросвещения, средние зарплаты учителей составляют только 63 000 рублей, в то время как заявлено, что они должны соответствовать официальной средней зарплате по стране, которую Росстат оценивал в 73 000 рублей.

Причина вполне законная — еще в 2015 году появилось разъяснение Правительства России. Средняя зарплата по стране, — те самые 73 000 рублей, которыми радует взор Росстат, — для расчета зарплат врачей и учителей не применяется. Для них применяют другую среднюю зарплату, о которой Росстат предпочитает не говорить, но которая включает в себя куда как более низкие зарплаты в малом бизнесе и неофициальном секторе экономики.

Несмотря на такие старания, показатели «майских указов» не достигнуты в отношении учителей в 33 регионах, а в отношении воспитателей детсадов — в 36-х. В сочетании с бесконечной отчетностью, нестабильностью при выплате премий и давлением работодателя в связи с целым рядом проблем, в том числе связанных с изменением содержания преподаваемых дисциплин, возникают условия, подталкивающие преподавателей переходить в частные школы.

По оценкам Высшей школы экономики, зарплаты в частных школах по России выше на 20%, чем в государственных. В Москве разрыв достигает 43%, причем речь идет о работе без учета сверхурочных. По сути, происходит скрытая приватизация образования, формирующая обращенное в будущее классовое расслоение на тех, кто может платить за обучение детей, и тех, кто не может.

Классическое совместительство в образовательной среде почти не распространено (4% опрошенных), но 38% преподавателей государственных школ подрабатывают репетиторами, а еще 26,5% ведут онлайн-занятия. Понятно, что первое больше распространено среди более возрастных педагогов, а второе — среди молодежи.

Профсоюзное видение решения проблемы

Конфедерация труда России является объединением не только для производственных и транспортных профсоюзов, но и для бюджетных. В целях защиты своих прав независимые от работодателей профсоюзы создали работники школ, здравоохранения и высших учебных заведений.

Определяя наши задачи, мы видим следующие цели:

— переход от срочных контрактов с бессрочным договорам для преподавательского состава высшей школы;
— доведение окладов до 70% от фонда оплаты труда и установление ясных и четких правил по распределению премий;
— установление базовой ставки учителей и врачей на уровне не ниже двух минимальных размеров оплаты труда.

Очевидно, что право на здоровье и право на доступное образование — это конституционные права. Они не должны зависеть от состояния бюджета регионов. Это прямая обязанность федеральной власти и выплачивать зарплату должна именно она.

Насколько наши требования реалистичны? Капля точит камень. Разумеется, чиновникам выгодно сохранять полный контроль над учителями и врачами. Но с этой «управляемостью» возникают проблемы. Выделенные деньги оседают у руководителей бюджетных организаций и их окружения, специалисты увольняются, и дефицит кадров становится постоянным.

Минздрав оценил дефицит кадров в 100 000 человек. Обеспеченность врачами — при огромных расстояниях — оказалась ниже, чем во многих странах Европы. В образовании, по данным Финансового университета при Правительстве РФ, не хватает 250 тысяч учителей, зато нагрузка на одного педагога с начала века выросла с 14,8 до 16,8 ученика, причем понятно, что в многолюдных городах она намного выше, а качество обучения, соответственно, снижается. 

Поэтому глава государства уже трижды — в 2020, 2021 и 2024 годах — давал поручение правительству вернуть твердые правила по зарплате в бюджетном секторе, и в первую очередь в здравоохранении. Намечены увеличение доли оклада в фонде оплаты труда до 50—70 и введение четких федеральных правил распределения премий.

Последнее поручение, данное уже в текущем году, предусматривает реформирование оплаты труда в пилотных регионах в 2025 году и переход всей страны на адекватные правила в 2026-м.

Здесь есть сложности. Просто вернуть все назад не получится. Возьмем, к примеру, образование. Раньше преподаватели имели восемь разрядов в зависимости от квалификации. Теперь их осталось два. Понятно, что если не добавлять финансирование, то при увеличении числа категорий часть учителей потеряет в зарплате. Оно неудивительно. Сегодня в России на медицину и образование тратится по 3,5—4% ВВП, вдвое ниже, чем в ряде стран континента или было в СССР. Надо тратить больше, и возвращение в том или ином виде тарифной сетки неизбежно к этому ведет.

Это первый ответ на вопрос, почему правительство не торопится.

Но есть не менее важные вещи. Если учителя и врачи будут получать высокие хорошие оклады, то они станут независимыми от начальства. Ведь оклад не премия, его не отнимешь. Поэтому восторга от возвращения нормальных правил не испытывает и непосредственное руководство врачей и педагогов.

Но по другому выстроить нормальное образование и медицину в стране невозможно. Рано или поздно четкие правила заработной платы придется возвращать.

Конфедерация труда России и наши членские организации — «Учитель», «Действие» и «Университетская солидарность» — единственные профсоюзы России, последовательно на протяжении всего времени добивающиеся этой цели. Чем больше врачей и преподавателей присоединятся к нам в этой борьбе, тем быстрее мы достигнем результата.

Олег Шеин, вице-президент Конфедерации труда России


16/07/19
В июне 2019 года экспертный центр Конфедерации труда России провел исследование практик страхования от безработицы в развитых странах и оценил, как должны увеличиться расходы бюджета на социальное...
16/04/21
Вице-президент КТР, депутат Госдумы Олег Шеин заявил, что  минимальная зарплата должна обеспечивать не физиологический минимум, как сегодня, а необходимые потребительские стандарты.
21/12/21
В минувшую пятницу, 17 декабря, в оф/онлайн формате прошла презентация доклада, в котором дан обзор ситуации с насилием и харассментом на работе в перспективе применения и ратификации Конвенции МОТ № 190.
Новости LabourStart
Все новости на сайте www.labourstart.org
Ссылки: профсоюзы и сфера труда