03.12.14
Общефедеральная часть резолюции всероссийской акции «За доступную медицину!»

Митинг "За доступную медицину!", Москва, 30 ноября 2014 годаПубликуем общефедеральную часть резолюции всероссийской акции «За доступную медицину!», которая прошла 28—30 ноября в более чем 40 городах страны. Кроме того, на многотысячном митинге в Москве 30 ноября в дополнение к общероссийской резолюции был принят отдельный документ, посвященный острой ситуации в столичном здравоохранении. В некоторых городах также были приняты региональные резолюции по местным горячим точкам в сфере здравоохранения.


Резолюция всероссийской акции «За доступную медицину!»
28—30 ноября 2014 года

(общефедеральная часть)

Мы, участники всероссийской акции «За доступную медицину!», выступаем за изменения политики в сфере здравоохранения, которые обеспечат неукоснительное соблюдение права граждан на бесплатную охрану здоровья и медицинскую помощь, предусмотренного статьей 41 Конституции РФ.

Сегодня мы наблюдаем обратное. Если в 2010 году доля расходов на здравоохранение в федеральном бюджете составляла 4,4%, то к 2014 году она сократилась до 3,4%. В 2015 году ожидается падение до 2,6%. Уже сегодня вследствие очередей, дефицита коек, медикаментов и кадров медработников многие граждане не могут получить своевременную и качественную медицинскую помощь.

С окончательным переходом на страховую модель здравоохранения в работу медучреждений внедряется принцип рентабельности. Больницы и поликлиники вынуждены развивать платные услуги, экономя на медикаментах и персонале. Исполнение президентских указов о повышении заработной платы достигается путем сокращения штатов и перераспределения фонда оплаты труда между оставшимися работниками, погруженными в системные переработки.

Несмотря на заявления чиновников о выросшей в нестоличных регионах до 30—40 тысяч рублей зарплате медиков, большинство врачей и медсестер получают на ставку вдвое — втрое меньше и, чтобы не оказаться за гранью нищеты, вынуждены трудиться на полторы — две ставки с завышенным в несколько раз объемом работ. При этом до 20% снижен законодательный минимум надбавки за работу в ночное время, отнимаются дополнительные отпуска за вредность.

В Москве под предлогом «оптимизации» начались массовые увольнения, сокращение коечного фонда и сети медицинских учреждений. Аналогичные «реформы» уже идут и в регионах.

По сути, взят курс на коммерциализацию здравоохранения, создания условий для развития коммерческой медицины, внедрения платности медицинских услуг. Мы рассматриваем эти действия, как очередной виток антисоциальных реформ, направленных против интересов большинства граждан.

В связи с этим мы требуем:

1. Остановить снижение расходов на здравоохранение в федеральном бюджете. Увеличить поэтапно государственное финансирование здравоохранения (ОМС и бюджеты всех уровней) до 5,4% ВВП к 2018 году, то есть до уровня «новых» стран ЕС.

2. Прекратить масштабное сокращение по всей стране медицинских учреждений, их структурных подразделений и койко-мест, увольнения медработников по сокращению штатов.

3. Решение о судьбе медучреждений принимать только после открытого, продолжительного по времени общественного обсуждения с участием представителей врачебного и пациентского сообщества. Ввести запрет для главврачей на самостоятельное изменение, сокращение или закрытие структурных подразделений вверенных им медучреждений.

4. Принять меры по усилению амбулаторного звена не за счет сокращений в сфере стационарной помощи. Никаких сокращений коечного фонда — только перепрофилирование, создание коек реабилитации и паллиативного лечения, сестринских.

5. Отказаться от затратной в российских условиях страховой модели здравоохранения и перейти на бюджетную модель, принятую во многих западноевропейских странах с эффективной системой медицинской помощи.

В качестве первых шагов в этом направлении:
— отказаться от жесткого правила «одноканального финансирования» через ОМС, вернуть возможность непосредственного финансирования медучреждений из федеральных, региональных и муниципальных бюджетов;
— вывести службу скорой экстренной медицинской помощи из системы ОМС, построенной на принципе окупаемости. Обеспечить непосредственное ее бюджетное финансирование как одной из служб, ответственных за состояние общественной и государственной безопасности;
— ввести бюджетное финансирование в отношении первичной медицинской помощи в малонаселенных районах, где применение страховой модели ведет к ограничению права граждан на получение бесплатной медицинской помощи;
— ограничить возможности страховых компаний применять «штрафные санкции» к медучреждениям по формальным показателям, не имеющим прямого отношения к качеству оказания медицинской помощи.

6. Определить в качестве приоритета государственных расходов в здравоохранении сохранение и развитие человеческого капитала — медицинские кадры. Будут квалифицированные врачи и медсестры — будет доступная и качественная медицинская помощь.

7. Обеспечить достойную оплату и условия труда медработников на одну ставку, что будет способствовать решению острых кадровых проблем, повышению качества и доступности медицинской помощи.

Для этого:
— в отчетности по повышению зарплаты согласно заданий «дорожных карт» и указа Президента № 597 не учитывать оплату труда работников сверх одной должностной ставки, что позволит рассчитать реальный уровень средней заработной платы;
— обеспечить принятие не позже 1 февраля 2015 года постановления Правительства РФ о единых базовых окладах по профессиональным квалификационным группам работников социальной бюджетной сферы;
— соотношение окладной части в структуре зарплаты обеспечить в размере не менее 80%;
— отменить штрафные вычеты из зарплат медработников по заведомо неисполнимым критериям (завышенные планы по вакцинации, диспансеризации и другое);
— остановить наступление на социальные гарантии медработников (сокращение отпусков, снижение оплаты ночных дежурств и другое);
— сократить объем работ медработников по оформлению отчетности. Врачи должны лечить, а не заниматься бумажной работой.

8. Обеспечить приоритетное внимание надзорных и правоохранительных органов к нарушениям права медработников на свободную профсоюзную деятельность, а также к нецелевому, неэффективному и коррупционному расходованию средств администрацией медучреждений.

9. Отказаться от курса на коммерциализацию здравоохранения, как противоречащего конституционному праву граждан на бесплатную охрану здоровья.

В частности:
— остановить тенденцию передачи объектов государственных и муниципальных медучреждений (земли, зданий) частным компаниям;
— увеличить расходы на бесплатные лекарства для населения по рецепту врача, начав соответствующие программы с детского населения и больных, страдающих болезнями системы кровообращения;
— исключить в работе государственных и муниципальных медучреждений предоставление платных услуг по основным видам медицинской помощи, а также исключить финансирование частных коммерческих медицинских организаций за счет средств ОМС и бюджета. Общественные средства должны использоваться не для получения прибыли коммерческими структурами, а для обеспечения эффективной работы государственных и муниципальных учреждений;
— отменить антисоциальный закон № ФЗ-83, как вступающий в противоречие с Конституцией и ограничивающий права граждан на получение доступной и бесплатной медпомощи

10. Субъектам РФ руководствоваться всеми критериями доступности медицинской помощи, прописанными в федеральном законодательстве, и в том порядке, в каком они перечислены. Минздраву РФ и Росздравнадзору обеспечить жесткий контроль соблюдения этих критериев.

11. Возобновить нацпроект по лечению онкологических заболеваний.

12. Отменить поправки в закон № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 42), устанавливающие особый порядок финансирования медицинской помощи для высокопоставленных чиновников.

Материалы по теме:
В Москве состоялась многотысячная акция «За доступную медицину!»
Резолюция московского митинга «За доступную медицину!»

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте