14.03.17
К чему может привести передача «скорой помощи» на аутсорсинг

Комментарий для основательного материала «Газеты.Ру» дала Тамара Богданова, председатель отделения профсоюза медработников «Действие» в Уфе. В городе, где всего две подстанции «скорой» не работают по схеме аутсорсинга. И одна из них обслуживает район, где проживает большинство городских и региональных чиновников.

Согласно поручению Владимира Путина, еще летом прошлого года Минздрав и Минэкономразвития должны были закончить анализ существующих бизнес-моделей по передаче «скорых» на аутсорсинг и рассмотреть вопрос о целесообразности правки законодательства. Однако прошло 10 месяцев, а никакой информации о реализации этой инициативы или отказа от нее от Минздрава все нет и нет. Журналисты «Газеты.Ру» поинтересовались мнение о целесообразности аутсорсинга у Евгения Фридмана, главы компании «Новоскор», которая одной из первых в России начала оказывать транспортные услуги станциям «скорой помощи» по схеме аутсорсинга. И Тамары Богдановой, председателя отделения профсоюза медицинских работников «Действие» в Уфе, где аутсорсинг «скорой помощи» работает уже несколько лет.

Пилотные проекты по передаче транспортных услуг «скорой помощи» на аутсорсинг частным компаниям в ряде российских регионов тянутся уже пять лет. В прошлом году Минздрав заявил, что подобная схема оказания медицинских услуг вскоре может быть введена по всей стране. В руководстве регионов говорят о повышении эффективности и качества работы «скорых», однако сами сотрудники уверяют, что аутсорсинг несет одни проблемы. 

Поручение проработать вопрос передачи услуг скорой медицинской помощи частным компаниям в марте прошлого года подписал президент Владимир Путин. До 10 июня 2016 года Минздрав совместно с Минэкономразвития должны были провести анализ уже существующих бизнес-моделей по передаче «скорых» на аутсорсинг, а до 20-го числа того же месяца рассмотреть вопрос о целесообразности правки законодательства.

В июне прошлого года на сайте Минздрава появилось сообщение о том, что министерство негативно оценивает идею по передаче на аутсорсинг всего спектра медицинских услуг «скорой помощи», однако рассматривает вариант передачи частникам только транспортной составляющей, то есть заключения станциями «скорой помощи» договоров, по которым частные компании будут предоставлять медицинскому учреждению автомобили с водителями и минимальным набором оборудования.

«Такой опыт есть в целом ряде регионов. Он анализируется и обсуждается с экспертами. В случае если он будет признан эффективным, соответствующая модель может быть предложена регионам для внедрения. Однако ни о каком директивном разгосударствлении не может быть и речи», — отмечалось в сообщении ведомства.

С тех пор прошло более 10 месяцев, но никакой дополнительной информации о реализации этой инициативы или отказа от нее от Минздрава не поступало. На запрос издания «Газеты.Ru» ведомство прислало ответ, в который был скопирован текст из новости, размещенной на сайте ведомства 7 июня.

Пермский предприниматель Евгений Фридман - директор компании «Новоскор», которая одной из первых в России начала оказывать транспортные услуги станциям «скорой помощи» по схеме аутсорсинга. По его словам, речь сейчас не идет о повсеместном изменении схемы работы «скорой помощи», скорее всего, модель продолжит работу в отдельных регионах.

Как отмечает Фридман, переход на аутсорсинг — лишь один из вариантов, который руководство субъекта может использовать для изменения ситуации со «скорой помощью» в регионе. На сегодняшний день на федеральном уровне отсутствуют какие-либо правила, которые должны предъявляться к компаниям, оказывающим транспортные услуги «скорой», поэтому говорить о повсеместном введении аутсорсинга пока рано.

По мнению Тамары Богдановой, председателя отделения профсоюза медицинских работников «Действие» в Уфе, где аутсорсинг «скорой помощи» работает уже несколько лет, передача транспортных услуг частникам принесла в город множество проблем.

«Изначально при заключении договора все выглядит очень даже выгодно, перевозчик преподносит хорошие условия. Но через некоторое время начинаются проблемы. В фирме «Новоскор», директором которой является Евгений Фридман, например, водители в течение нескольких месяцев не получают зарплату. Их заставляют оформлять на себя индивидуальное предпринимательство. Дело в том, что в случае аварии ИП полностью самостоятельно оплачивает ремонт автомобиля. Плюс ко всему ИП компания не выплачивает никакие премии и больничные — человек же, получается, работает сам на себя», — поясняет Богданова.

Кроме того, она рассказала, что в Уфе есть всего две подстанции «скорой помощи», которые не работают по схеме аутсорсинга. Примечательно, что одна из них обслуживает район, где проживает большинство городских и региональных чиновников.

К тому же, по ее словам, водители частных компаний не всегда соблюдают ПДД, а также перерабатывают в нарушение всех трудовых нормативов.

«Все муниципальные водители проходят медосмотр. Как устраиваются у Фридмана, я не знаю. Но был случай, когда была необходимость, и нашей подстанции выделили одну аутсорсинговую машину, -  рассказывает Богданова. - В итоге ее водитель оказался наркоманом, ночью он в состоянии наркотического опьянения угнал автомобиль».

Недавно Счетная палата выяснила, что более пяти миллиардов рублей, которые были выделены государством в 2016 году на обновление катастрофически устаревшего парка «скорой помощи», были израсходованы с серьезными нарушениями. В частности, ведомство не учло рейтинг регионов, которые в первую очередь нуждаются в замене автомобилей, и распределило их самостоятельно.

В результате этого наибольшее количество автомобилей получили не самые бедные регионы: Московская и Саратовская области, Краснодарский край, Санкт-Петербург и Республика Башкортостан. В то же время в небогатых субъектах Федерации — Калмыкии, Забайкальском крае, Курганской области, Республике Северная Осетия – Алания, Удмуртии, а также в Амурской и Брянской областях — новых «скорых» почти не увидели.

При этом, к примеру, в Брянской области степень износа автомобилей «скорой помощи» составляет 82,9%. В то же время Приморский край, Тульская область, Республики Крым и Марий-Эл, а также Севастополь получили новых «скорых» даже больше, чем просили.

По мнению Богдановой, проблема с поставкой новых машин связана с попыткой на федеральном уровне протолкнуть идею с аутсорсингом транспортных услуг для «скорых».

Источник: «Действие»

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте