27.06.17
Заявление ШПЛС: создание конкурентных условий труда для пилотов в России

Заявление ШПЛС: создание конкурентных условий труда для пилотов в России

Авиация важна для стратегической целостности России. Не в каждой стране мира есть регионы, куда можно добраться почти исключительно воздушным транспортом, поэтому именно авиация обеспечивает необходимую мобильность населения. По уточненным сведениям Росавиации, в 2016 году российские авиакомпании перевезли 88,559 млн пассажиров.

Дефицит пилотов — это угроза российской гражданской авиации. На это Шереметьевский профсоюз летного состава указывал еще в 2015 году, когда только начались первые тревожные сигналы. Основной причиной оттока пилотов является не только разрыв в зарплатах на фоне роста курса валют, а именно климат внутри компаний. Так, по данным «Авиационного персонала», ПАО «Аэрофлот — российские линии» по климату внутри компании за 2016 год на 9 месте.

В начале 2017 года работники ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» подписали петицию об увеличении заработной на 38%, чтобы сохранить реальные располагаемые доходы, которые продолжают падать уже несколько лет подряд. 

Требование об индексации на 38% с 1 января 2017 года обосновано не только юридически (пунктом 4.2 Коллективного договора, который не исполнялся с 2012 по 2016 годы), но и имеет экономическую основу. Этот коэффициент посчитан методом простого арифметического сложения данных фактической инфляции, согласно информации Росстата он составил в 2012 году 1,99%, 2013 — 6,45%, 2014 — 11,46%, 2015 — 12,91%, 2016 — 5,4%. Общий суммарный коэффициент — 38,21%. 

На фоне требований петиции работодатель проиндексировал с 1 января 2017 года окладные части зарплат на 4,7%. У летчиков зарплата выросла примерно на 3 тыс. рублей. Но индексировать нужно не только оклад, а все составные части заработной платы. В итоге, выглядит такое повышение несостоятельным.

ШПЛС выступает за то, чтобы наши высококвалифицированные пилоты оставались работать в России на благо нашего государства. 

Чтобы сократить уход высококвалифицированных специалистов нужно обеспечивать достойные условия труда и отдыха, исходя из общемирового рынка. В России пилотам приходится работать на износ, график работы — 6/1, работодатель самостоятельно в одностороннем порядке меняет утвержденный график отпусков и считает, что пилоту летом положен отпуск продолжительностью не более 14 календарных дней. Имея дополнительный отпуск за особый характер работы от 7 до 42 дней в зависимости от налета в год, пилоты ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» суммарно отдыхают от 8 до 24 дней меньше, чем работник при пятидневной рабочей неделе. Что неминуемо сказывается на безопасности полетов.

Однако если разница между зарплатами в России и Китае будет на уровне 2 тыс. долларов, люди не будут уезжать. Но когда разница многократная, а руководство не оставляет надежды на какие-то изменения в положительную сторону, не происходит индексация зарплат, даже не ведутся об этом переговоры — тогда людей трудно удержать. 

Нарекания на то, что повышение заработной платы пилотам неминуемо вызовет рост цен на авиабилеты, беспочвенны. Доля зарплаты экипажа в цене билета — 7%, а пилотов — всего 3%. Так при средней стоимости билета в 10 000 руб. — из них только 300 руб. идет на оплату летного состава. Так, если пилотам совсем не платить, то этот билет будет стоить 9700 руб., а если проиндексировать, то на 114 рублей дороже. 

Ни один пассажир «Аэрофлота» не положит на одни весы 114 руб. и свою безопасность. Скорее всего, он просто не заметит эту сумму в стоимости билета. Каждый труд оплачивается в соответствии с уровнем сложности, квалификации, ответственности, а еще затрат здоровья. И сравнивать труд пилотов, например, с офисными работниками неприемлемо. Об этом говорит уровень заработных плат в авиакомпаниях и мировой рынок. И если мы не научимся уважать нелегкий труд пилотов, наши жизни будут под угрозой. 

Согласно данным, прибыль ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» по МСФО за 2016 год составила 38,826 млрд руб. Финансовые показатели компании позволяют произвести индексацию всем работникам, даже без повышения цен на билеты и остаться в прибыли. 

При этом система оплаты труда складывается из множества надбавок стимулирующего и компенсационного характера, окладная часть не значительная и при каждой удобной возможности работодатель старается лишить пилота той или иной надбавки.

По мнению Шереметьевского профсоюза летного состава, в современной геополитической ситуации следует повышать степень независимости России в стратегической авиационной отрасли, обеспечивать свой кадровый резерв. Поэтому необходимо решать проблему с подготовкой и удержанием квалифицированных кадров для предприятий авиастроительной отрасли.

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте