11.09.17
Угрозы насилия важнее кадрового голода: женщины не идут работать на транспорт

Европейская Федерация работников транспорта (ЕФТ) провела опрос о насилии в отношении женщин в сфере транспорта. Составленный на 13 языках, он позволил охватить работниц отрасли разных стран. В нем приняли участие 1444 женщины, почти половину всех ответов дали представительницы железнодорожного транспорта (708), автомобильного (250) и городского (228). Остальная доля ответов приходится на сектор гражданской авиации, моряков и докеров. 

Результаты были озвучены на женской конференции, проходившей 23 мая в Барселоне, Испания, накануне начала работы V конгресса ЕФТ. 

Это исследование нарушает период молчания о насилии в отношении женщин, работающих в сфере транспорта, и свидетельствует о серьезности проблемы: 911 женщин признались, что хотя бы раз подвергались насилию. 25% считают, что насилие – обычное явление в транспортном секторе, 26% утверждают, что притеснение – вообще неотъемлемая составляющая работы на транспорте. Исследование выявило шокирующие цифры о словесных угрозах, запугивании, сексуальных домогательствах, сексуальном и физическом насилии, имевших в большинстве случаев разрушительные последствия для женщин. 

Между тем, по данным Международной организации труда (ILO), насилие в отношении работников транспорта является одним из важнейших факторов, влияющих на удержание и привлечение в отрасль женщин. 

– Опрос проводился Комитетом по делам женщин ЕФТ в период с ноябрь 2016 по февраль 2017 года в рамках кампании «Скажи «НЕТ» насилию в отношении женщин в сфере труда работников транспорта», – рассказывает Ирина Устюменко, руководитель PR-службы РПСМ, участвовавшая в работе Женской конференции. – Он позволил вынести на поверхность то, о чем в принципе все и так знают, но по разным причинам молчат. Понятно, что насилие в отношении женщин было всегда, но на дворе уже двадцать первый век, и то, что отношение к женщинам, к их работе в транспортном секторе меняется крайне медленно, это тревожный сигнал.

Как отметили участницы конференции, женщин вообще априори больше чем мужчин, и они прекрасно справляются с работой в сфере транспортных услуг. Многочисленные исследования это подтверждают: женщины отлично ладят с «мужскими» профессиями. Но они не хотят идти в транспортный сектор, потому что боятся насилия, как словесного, так и физического. 

– Опрос показал, что этот страх небеспочвенный. Когда я на конференции рассказала, что в России существует Перечень работ, запрещенных для женщин, и спросила, существует ли такой перечень, например, в Испании, мне ответили – нет. Единственное, что удерживает женщин от работы в транспортном секторе – это страх. Страх любого проявления насилия.

Наибольшее количество ответов пришло от женщин-транспортниц Великобритании (367), Италии (194), Швеции (178), Германии (161) и Румынии (108). Возрастные группы респондентов характерны для работников транспортного сектора. Девять из десяти респондентов (1304) заявили, что они являются членами профсоюза. 

– Исследование вскрыло ужасные вещи, – говорит Ирина Устюменко. – Женщина – это мать, сестра или дочь. В отношении близких многие мужчины не допускают грубости и насилия, но почему-то к женщинам на рабочих местах у них особое отношение.

Самая распространенная форма насилия – словесные оскорбления (84,7%). Далее следует оскорбительное поведение – 79,7%, угрозы/запугивания – 74,4%, физическое насилие – 24,3%, сексуальные домогательства – 39,8% и другое. Эти акты насилия являются частью культуры, где коллеги-мужчины, руководители и менеджеры считают, что они имеют право оскорблять женщин, и если женщины «не могут справиться, они должны уйти». Эта культура привела к тому, что многие женщины не хотят работать в транспортной отрасли, несмотря на кадровый голод. Еще одна форма преследования (ее иногда называют «враждебной рабочей средой») – постановка ненужных или крайне сложных задач, цель которых – подорвать уверенность в себе и унизить работницу. 

Вообще же исследование выявило и еще один тревожный факт: женщины настолько не верят в правосудие и возможность защитить свои права, что предпочитают умалчивать факты насилия. Кроме того, каждый факт физического и психологического насилия – это огромный стресс, и женщины стараются об этом не вспоминать. Последствия носят разрушительный характер для женщин: они впадают в депрессию, испытывают трудности с концентрацией внимания, острые головные боли, по ночам им снятся кошмары, некоторые даже думают о самоубийстве. Женщины, подвергшиеся насилию, испытывают панические атаки, тревогу, страдают бессонницей. Они становятся восприимчивы даже к самой легкой простуде и инфекции, часто болеют и уходят на больничный, что в итоге отрицательно сказывается на работе. 

Насилие проявляют коллеги по работе, руководители, менеджеры, пасса-жиры, клиенты. Как уже отмечалось, опрос отражает преобладание словесных оскорблений, угроз/запугивания и оскорбительного поведения. Однако низкий уровень отчетности о сексуальных домогательствах говорит о нежелании женщин рассказывать о об этом, потому что они не хотят иметь негативные последствия: семь из десяти респондентов (66,9%) заявили, что их жалобы привели к плачевным для них результатам. Данные исследования ЕФТ показывают, что насилие в отношении женщин является широко распространенной и растущей проблемой в области транспорта. Она влияет на безопасность женского труда, здоровье и благоприятную рабочую обстановку. 

Особую озабоченность вызывает тот факт, что насилие редко носит разовый характер, многие респондентки заявили, основываясь на собственном опыте, что насилие в транспортном секторе очень распространено. Но его трудно доказать и добиться справедливости, поэтому во многих случаях о фактах насилия не сообщается. Многие женщины, испытавшие насилие, пытаются справиться с проблемой в одиночку, очень часто они покидают свои рабочие места. 

Участницы Женской конференции ЕФТ единогласно пришли к выводу, что необходимо лоббировать в ЕС создание правовой базы о насилии в отношении женщин на рабочих местах. Важно обеспечить в странах ЕС полную ратификацию Стамбульской Конвенции по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (принята 7 апреля 2011 года Комитетом министров Совета Европы). 

Важная роль в этом процессе отводится профсоюзам, они активно должны проводить акции, говорящие «НЕТ» гендерному насилию на рабочем месте, просветительские и обучающие кампании.

Источник: «Морской профсоюзный вестник»

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте