11.10.17
Как попасть в зону риска суицида? «Быть мужиком»: всё терпеть и не жаловаться

Моряки и шахтеры возглавляют список профессий, наиболее подверженных суицидам, показывает исследование Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Число самоубийств среди моряков в три раза превышает показатели береговых работников, отмечается на сайте профсоюза. Главная причина - гендерные предрассудки, по которым мужчина должен быть сильным, всё терпеть и не жаловаться, что и останавливает от своевременного обращения за консультацией к специалистам.

Моряки занимают второе место среди специальностей, подверженных суициду, не только в списке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В исследование университета Суонси, собиравшего данные с 2001 по 2005 годы, моряки торгового флота также заняли вторую строчку, уступив только шахтёрам. Международная морская организация (IMO) отмечает, что число самоубийств среди моряков в три раза превышает показатели береговых работников.

Однако в случае моряков, нельзя быть на 100% уверенным, что даже самый дотошный исследователь посчитал все самоубийства. Как понять, шагнул ли пропавший моряк за борт по своей воле или ему помогли? Некоторые считают, что чуть ли не половина случаев исчезновения в море должна рассматриваться как самоубийства. По-хорошему, как только человек пропадает с судна, должно начаться расследование обстоятельств происшедшего. Однако ни судовладелец, ни государство флага, если моряк работал на судне так называемого удобного регистра, как правило, не заинтересованы в компетентном расследовании – первым не нужен лишний простой судна, а вторым часто всё равно. 

Не помогают пролить свет на ситуацию и немногочисленные исследования по психическому здоровью членов экипажей, где рассматривается статистика смертей в рейсе. Так, в одной из самых крупных работ на эту тему, опубликованной Национальным центром биотехнологической информации США, её автор проанализировал случаи смерти моряков с 1960 по 2009 годы. Он установил, что на суициды приходится 5,9% смертей, однако признал, что это неточная статистика, поскольку он не брал в расчёт случаи, когда моряки просто исчезали в море, и не удалось установить, что с ними произошло. Отрасли остаётся опираться только на подтверждённые данные, а они затрагивают далеко не все случаи исчезновения моряков.

Тем не менее, если говорить о фактах, они показывают, что мысль расстаться с жизнью часто приходит в голову тем, кто подвержен депрессии или другим психическим расстройствам. Так, согласно данным Британского Клуба взаимного страхования (UK P&I Club), среди страдающих ими моряков суицид происходит в 15% случаев. При этом общее число самоубийств в профессии в 2015 году выросло в три раза по сравнению с 2014 годом. За этот период возросло и количество моряков с психическими расстройствами – на 4,4%. Увы, главным фактором появления стрессов, депрессий и суицидальных мыслей, которые и толкают моряков на отчаянный шаг, является специфика морской профессии.

Как минимизировать риски?

Главный совет в случае любого серьёзного расстройства: обратитесь к психологу. Душевные муки, как бы пафосно это ни звучало, – тонкая материя, доверить которую лучше профессионалу. Однако приём специалиста возможен только на берегу. Что же делать, если тревога застала в рейсе? Для экстренных случаев моряк может позвонить или написать на горячую линию SeafarerHelp, созданную Международной благотворительной организацией моряков (ISWAN). Сотрудники, говорящие на девяти языках, включая русский, готовы выслушать и дать совет. Однако некоторые не находят в себе сил обратиться даже за такой помощью, не говоря уже о том, чтобы записаться к врачу. 

– Несмотря на все данные по психическим расстройствам и самоубийствам, эти вопросы до сих пор остаются табу в отрасли, – говорит директор программы здоровья экипажей UK P&I Club София Баллард. – Из-за гендерных предрассудков, мол, мужчина должен быть сильным, всё терпеть и не жаловаться, и отсутствия знаний по психологии моряки, подверженные тревоге, социальной изоляции, стрессу, нарушениям сна редко консультируются у профессионалов.

Есть ещё одна причина, по которой моряки не хотят обращаться за помощью: попытка сохранить конфиденциальность.

– Благодаря горячей линии мы знаем, что морякам очень важна анонимность, – говорит исполнительный директор ISWAN Роджер Харрис. – Многие отказываются предоставить личную информацию, даже если им требуется помощь, поскольку боятся потерять работу или попасть в «чёрный список» круингов.

В итоге даже если человеку требуется помощь, он может проигнорировать «звоночки» из-за страха потерять работу или нарушить нормы своей гендерной роли. А зря: психические расстройства могут привести не только к самоубийству, но и вылиться в жестокость по отношению к другим членам экипажа. Беглый поиск в интернете выдаёт достаточно новостей о том, как моряки ранили и покалечили друг друга в рейсе.

– Возможно, что на берегу до драк могло бы и не дойти, – говорит Роджер Харрис. – Но работа в море создаёт определённые условия, которые давят на психику. Чаще всего моряки жалуются на удалённость от дома и семьи, финансовые проблемы, тяжёлую работу и постоянные проверки в портах, из-за которых их заваливают бюрократической работой… Неудивительно, что рано или поздно они могут сорваться.

Технологии – друзья или враги?

Определённый отпечаток накладывают и технологии. Речь не только об интернете, из-за которого моряки больше времени стали проводить наедине с собой, а не в компании коллег, но и о развитии автоматизации судов. Она приводит к сокращению числа членов экипажей, которые и без того не очень большие. А если присутствует языковой барьер – дела совсем плохи. Жертвой изолированности может стать каждый, независимо от должности, национальности или возраста.

– Судовладельцы должны понимать, что чем лучше состояние моряка – и физическое, и материальное, и ментальное – тем больше шансов, что он продолжит работу в море. Это особенно актуально в свете «кадрового голода», который повсеместно существует в торговом судоходстве, – отмечает София Баллард.

Морские организации прилагают все усилия, чтобы как можно чаще поднимать эту проблему в отрасли. Например, ISWAN и UK P&I Club выпускают плакаты и руководства для моряков, с помощью которых можно диагностировать у себя симптомы психических расстройств и снять стресс в рейсе. Среди рекомендаций: физические упражнения, поддержание связи с родными с помощью интернета, общение с другими членами экипажа. Последнее, пожалуй, ключевой фактор в вопросе предотвращения появления серьёзных расстройств. Большим плюсом является внимательный и понимающий капитан, который следит, чтобы члены экипажа не замыкались в себе.

– Один капитан из Германии, колоритный дядька со стажем за 30 лет, излагал мне теорию про то, что судовые экипажи были дружнее и сплочённее до «эры кондиционеров на судах», поскольку моряки держали двери в каюты открытыми. Этот капитан на своих судах прилагал все усилия к тому, чтобы заставить моряков общаться между собой, – рассказывает председатель Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков Вадим Мамонтов. – Сейчас у каждого в отдельной каюте, кроме душа и DVD, появилась пара компьютеров с мультимедиа. Поэтому у современных моряков после вахты вообще пропал смысл куда-то вылезать. А капитан заводил правило: если пришёл в салон команды смотреть кино – получай мороженое за счёт судовладельца. Это работало, и народ начинал общаться друг с другом. 

Такое общение за чашкой чая работает ничуть не хуже, чем техники, описываемые в брошюрах для моряков. Пусть оно и не избавит от проблем, но уж точно снимет тревогу, поможет отвлечься и, кто знает, вдруг простое человеческое общение сможет уберечь моряка от шага за борт.


На основе материала РПСМ

Твитнуть Поделиться на Facebook Поделиться ВКонтакте